Воскресение
(Resurrection)
Образы воскресения в Новом Завете основываются на евангельских рассказах о воскресении Иисуса, хотя свой вклад вносят и авторы посланий, исследующие масштабы воздействия воскресения Христа на жизнь верующих.
Евангельские рассказы. Воскресение Иисуса из мертвых – в первую очередь, образ нового начала, и во всех четырех евангелиях эта его особенность подчеркивается фактом, что Иисус воскрес в воскресенье на рассвете (Мф.28:1; Мк.16:2; Лк.24:1; Ин.20:1). В этой сцене авторы изображают одиноких или идущих вдвоем людей, которые медленно бредут или (когда новость распространяется) прибегают ко гробу, в отличие от рассказа о крестных муках, где присутствовали толпы людей. Другое отличие заключается в том, что единственным катаклизмом, отмеченным у Матфея, было землетрясение, сопровождавшееся явлением ангела, который отвалил камень от двери гроба (Мф.28:2).
История воскресения окутана таинственностью и чудом, и эта атмосфера выражается прежде всего в божественном явлении ангелов, блистающих трансцендентной славой (Мф.28:2–4; Мк.16:5; Лк.24:4; Ин.20:12).
Наивысшим выражением образа воскресения Иисуса, без сомнения, служит камень, отваленный от входа в гроб (Мф.28:2; Мк.16:4; Лк.24:2; Ин.20:1). Образ дополняется картиной пустого гроба (Мф.28:6; Мк.16:6; Лк.24:3, 22–23; Ин.20:5–9).
Хотя действующих лиц в каждом отдельном эпизоде немного, рассказ в целом наполнен атмосферой возвещения и передачи слова. Сначала обмен информацией происходит между ангелами и женщинами (Мф.28:5–7; Мк.16:6; Лк.24:5–6). Женщины, в свою очередь, передают слово ученикам (Мк.16:7, 10; Лк.24:8–10; Ин.20:18), и это создает атмосферу динамичного развития сюжета с желанием сообщить Благую Весть. Тот же эффект производят быстрота и размах передвижений – люди бегают в почти неистовом возбуждении (Мф.28:8; Ин.20:2–8). В этом выражается очевидное отличие от рассказа о страстях Господних, где мы видим постепенное прекращение активных действий.
В рассказе о воскресении присутствует также мотив встречи. Центральное место в нем занимает воскресший Христос, встречающийся с женщинами, которых Он знал (Мф.28:9–10; Мк.16:9, 12–14; Лк.24:36–42; Ин.20:11–29), и с двумя учениками на дороге в Еммаус (Лк.24:13–35). Последователи Иисуса тоже встречаются друг с другом, и в рассказе четко выражается мысль о небольшой сплоченной общине.
Рассказ о воскресении отличается сильным эмоциональным напряжением. Круг эмоций необычайно широк – недоверие, радость, недоумение, изумление, страх, – но их объединяет выразительность, присущая рассказу в целом (Мф.28:8; Мк.16:5,8,11–13; Лк.24:3, 5,11, 32). Кроме того, при встречах мы видим жесты поклонения и проявления веры (Мф.28:9; Лк.24:31; Ин.20:8–9, 16, 28).
Послания. Образы воскресения Христа не ограничиваются евангельскими рассказами и занимают видное место в посланиях, авторы которых строят богословское основание этого события. В Писании подчеркиваются два аспекта воскресения Христа – его динамичная природа и мысль, что его сила пришла из источника вне Самого Христа. Мы можем также заметить сопутствующие оттенки символики направления движения, в которой гроб располагается «внизу», а воскресение поднимает Христа «вверх» из мертвых. В образе возвышения подразумевается мощная сила, на которую прямо указывается в Ефесянам, где говорится, что Бог «воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах» (Еф.1:20; ср. Еф.1:19). Здесь мы видим воскресение и возведение Христа на престол как единый процесс возвышения. В таком качестве этот образ вызывает в памяти исход – библейский архетип могущественных спасительных дел Бога.
Второй ведущий мотив выражается в связи положения верующего с воскресением Христа, которое рассматривается как модель и источник будущего воскресения верующего из мертвых. В этом образе подчеркивается единство, в котором верующие «соединены» со Христом в Его воскресении (Рим.6:5), или «совоскресли» со Христом (Кол.2:12; 3:1), или воскрешаются той же силой, что и Христос (1Кор.6:14; 2Кор.5:15). В определенном смысле крещение становится в посланиях основным образом связи верующего со Христом – смерть со Христом и воскресение с Ним связываются физическим обрядом крещения.
В третьей группе стихов показано конечное воскресение из мертвых в конце истории. Два основных мотива – внезапность, с которой произойдет всеобщее воскресение (1Кор.15:51–52; 1Сол.1:10), и полное преобразование верующих, обретающих более высокое духовное состояние (1Кор.15:35–54). В других местах воскресение изображается как пробуждение вслед за Даниилом, который предсказывал, что «многие из спящих в прахе пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2).
Победа над смертью. Помимо воскресения Иисуса, в Библии показаны другие случаи воскресения, происходившие в жизни людей. В Ветхом Завете есть рассказ о воскресении сына сонамитянки при посредничестве Елисея (4Цар.4:18–37). В Новом Завете примеров больше: Иисус воскрешает дочь Иаира (Мф.9:18–26; Мк.5:22–43; Лк.8:40–56), сына наинской вдовы у ворот (Лк.7:11–16) и Лазаря (Ин.11:1–44), Евтих воскрес при посредничестве Павла (Деян.20:9–12), а Тавифа при посредничестве Петра (Деян.9:36–42), и «многие тела усопших святых» вышли из гробов и пришли в Иерусалим после воскресения Иисуса (Мф.27:52–53).
См. также: ВОЗНЕСЕНИЕ; ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ВОЗВРАТ; МОГИЛА, ГРОБ, ГРОБНИЦА; НЕОЖИДАННЫЙ, РЕЗКИЙ ПОВОРОТ; ПОГРЕБЕНИЕ, ПОХОРОНЫ; ПРЕОБРАЖЕНИЕ; СМЕРТНОСТЬ; СМЕРТЬ.