Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Неожиданный, резкий поворот

(Reversal)

Со времен Аристотеля авторов и читателей всегда занимали рассказы с элементом неожиданности в виде резкого поворота событий. Строго говоря, неожиданный поворот – это действие, последствия которого прямо противоположны ожидаемым. В более широком смысле к историям с резким поворотом сюжета относятся рассказы о превратностях судьбы, в которых движущей силой развития сюжетной линии служит неожиданное или полное изменение обстоятельств.

Первым библейским рассказом о таком повороте служит грехопадение (Быт.3). Вознамерившись стать богоподобными и получить все, Адам и Ева потеряли все. Каин хотел избавиться от благочестивого брата, которому завидовал, но в результате обрек себя на жизнь вечного странника (Быт.4:1–16). Лот возвел очи на плодородную долину реки Иордан и выбрал землю, казавшуюся ему воплощением материального благоденствия (Быт.13), но в конечном счете потерял дом и жену, когда эта земля превратилась в пустыню (Быт.19). Двадцать пять лет, в течение которых Авраам ждал обещанного Богом сына, были отмечены серией неудач, когда Авраам предпринимал действия, казавшиеся ему целесообразными, но на самом деле заводившие в тупик: например, эпизод с участием египетского царя (Быт.12:10–17), решение получить сына от Агари (Быт.16) и ложь Авраама Авимелеху (Быт.20). Более счастливо закончилось намерение Авраама принести в жертву своего сына, когда в качестве замены он увидел овна (Быт.22).

Неожиданные повороты сюжета продолжают встречаться и в последующих патриархальных рассказах Бытия. Иаков рассчитывал, что украденное у умирающего отца благословение пойдет ему на пользу, но в результате провел двадцать лет в изгнании в чужой земле. Когда Иаков возвращался на родную землю, основной проблемой он считал предстоящую встречу со своим братом Исавом, но решающим событием его жизни оказалась борьба с Богом (Быт.32:22–31). В рассказе об Иосифе и его братьях, попытке обмануть пророчество с самым счастливым финалом в Библии, все, что делали братья для предотвращения исполнения снов Иосифа о верховенстве, прямо способствовало их исполнению. В переселении семьи Иакова в Египет тоже выражается неожиданный поворот, основанный на мотиве «лжеприюта»: рассчитывая обосноваться в безопасном месте, семья Иакова в конечном счете превратилась в угнетенный народ на четыреста лет.

В эпическом повествовании об исходе тоже встречаются неожиданные повороты сюжета. Все ухищрения фараона держать израильтян в зависимости вели к росту их благополучия (Исх.1:12). Фараон полагал, что от женщин не исходит никакой угрозы (Исх.1:16), но они неоднократно прибегали к хитрости и одурачивали его. Во время казней египетских попытки фараона расстроить планы израильтян вели лишь к новым казням, в конце концов погубившим его. Позднее Валаам делал все возможное, чтобы проклясть израильтян, но в решающий момент благословил их (Чис.22–24).

Небольшой антологией рассказов о резких поворотах служит Книга Судей. Моавитский царь Еглон («тучный телец») был до такой степени одурачен хитрым Аодом, что когда Аод сказал, что хочет сообщить ему тайное слово Божие, Еглон напыщенно встал и получил смертельный удар мечом в свое тучное чрево (Суд.3:21–22). Убежавший после разгрома военачальник Сисара уютно вздремнул в шатре казавшейся гостеприимной Иаили (чье имя должно было насторожить его {«Иаиль», ивр. ‏יעל‏‎, Яэль – «горная коза»}) и был пронзен в висок колом от шатра (Суд.4–5). Гедеон (Суд.6–8) вначале демонстрировал признаки тяжелого случая комплекса неполноценности – практически все черты его поведения на ранних этапах рисуют портрет героя поневоле. Но в середине рассказа, вопреки нашим ожиданиям, Гедеон проявляет блестящее мастерство в преодолении всех трудностей, встающих на его пути. Полагая, что он совершает благочестивый поступок, Иеффай своей необдуманной клятвой погубил дочь (Суд.11). Флирт Самсона с Далидой достиг кульминации в неожиданной развязке, когда Самсон утратил свою силу (Суд.16).

История Есфири тоже строится на неожиданном повороте событий. Показательным примером может служить поведение Амана, чья гордость предшествует падению: потеряв голову от своей гордости и ненависти к евреям, он в конце концов просмотрел возвышение своего противника Мардохея и умер на дереве, приготовленном для своего врага. На национальном уровне, казалось бы, безнадежное положение еврейского народа оборачивается неожиданной победой. Более тонко поворот сюжета проявляется в Книге Руфь, где Вооза застает врасплох сделанное ночью неожиданное предложение вступить в брак со стороны вдовы, которая по возрасту, общественному положению и национальной принадлежности весьма мало подходила на роль супруги.

В псалмах жалобы выражается собственная вариация на тему неожиданного поворота. Почти во всех этих поисках утешения перед лицом ужасного кризиса присутствует мотив поворота или даже отречения. Нарисовав картину, казалось бы, непреодолимой угрозы, поэт неожиданно меняет тон, заявляя об уповании на Бога и давая клятву прославлять Его. Ситуация, которая выглядела безнадежной, неожиданно становится разрешимой. Этот мотив используется и в других псалмах: в Пс.72, например, за изображением самодовольных нечестивцев следует противоположная картина внезапного падения этих людей. В псалмах хвалы порой прославляются производимые Богом славные повороты в судьбах людей, возвышающие смиренных и низлагающие гордых; лучшими примерами служат песнь Анны (1Цар.2:1–10) и «Магнификат» Марии (Словом «Магни́фикат», первым словом первого стиха «Magnificat anima mea Dominum» славословия Девы Марии (Лк.1:46–55) в латинском переводе, на западе обозначают «Песнь Богородицы», которая в православном богослужении в переводе с греческого на церковнославянский звучит так: «Величит душа моя Господа...»).

На мотиве неожиданного поворота основываются и псалмы избавления. В Пс.106, например, показано тяжелое положение четырех групп несчастных людей – блуждающих в пустыне, сидящих в темнице, страдающих от болезней и отправляющихся на кораблях в море. Каждая картина меняется на обратную благодаря вмешательству Бога, ведущего странников в город, освобождающего узников, исцеляющего больных и приводящего носящихся по волнам моряков к желанной пристани. Такой же поворот показан в песни Ионы из морских глубин (Иона 2). Преследуемый чувством вины грешник в Пс.31 истощается на духовном и эмоциональном уровне, когда молчит о своем грехе, но его положение меняется на противоположное, когда он решается открыть свое беззаконие Господу.

Книга Притчей тоже представляет собой выразительный набор сюжетов с неожиданным поворотом, иногда в виде предсказаний: люди, получающие добычу путем насилия, попадутся в сети собственных замыслов (Притч.1:10–19); ленивец обнаружит, что его оправдания нежелания трудиться неожиданно привели его к бедности (Притч.6:9–11); человек, который старается принять все меры, чтобы его не привлекли к ответу за злые дела, «вдруг будет разбит» (Притч.6:12–15).

В Библии нет жанра, более насыщенного образами неожиданного поворота, чем пророческая и апокалиптическая литература. Пророчества о суде наполнены видениями, в которых существующее ныне положение меняется на противоположное без всяких видимых на то оснований. Чаще всего могущественные ныне народы утрачивают свое благополучное положение. Но, в соответствии с таинством благодати, эти книги, несмотря на все предсказания о суде, заканчиваются, как правило, еще одним внезапным поворотом, в котором народ, подвергшийся наказанию в предшествующих видениях, изображается восстановленным и процветающим. В пророческих рассказах (и не только в пророческих видениях) образы резкого изменения положения используются наиболее часто – особенно в Книге Даниила, где Навуходоносор посылает трех молодых людей в печь, а затем видит их чудесное спасение; где тот же царь внезапно теряет власть, когда он меньше всего ожидает этого; где Валтасар получает пророчество о неминуемом конце в ту самую ночь, когда он устроил самое большое пиршество в своей жизни, и где Дарий напрасно проводит бессонную ночь, когда Даниила бросили в львиный ров.

В Новом Завете есть свои образы неожиданного поворота. Одни из них связаны с многочисленными рассказами об Обращении, в которых в результате приобщения человека к Царству Божьему меняется весь образ его жизни. Другой мотив выражается в избрании Богом людей низкого происхождения при полном изменении мирской системы ценностей. Лучшим примером служат ученики, но классическое выражение этот принцип нашел в словах Павла, что среди последователей Христа «не много... мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1Кор.1:26–30).

Самые рельефные новозаветные образы неожиданного поворота встречаются в изречениях и притчах Иисуса. В высказываниях Иисуса неоднократно опровергаются общепринятые нормы – первый объявляется последним, а последний первым; о том, кто потерял свою душу, говорится, что он сберег ее, и наоборот; а блаженными называются те, кто кроток, кто плачет и кто подвергается гонениям. Аналогичным испытанием для привычного образа мышления читателя служат образы, украшающие притчи Иисуса: в загробной жизни богач и нищий меняются местами; планы предприимчивого земледельца рушатся в тот самый день, когда он завершает свое строительство; священник и левит проходят мимо раненого, а помощь приходит из наименее вероятного источника (от презренного самарянина); фарисей идет домой осужденным, а мытарь оправданным.

История спасения – сама по себе история резкого изменения положения. Исаия пишет: «Тогда придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю» (Ис.1:18). Мертвые по преступлениям и грехам оживотворятся (Еф.2:1, 5–6). «Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1Пет.2:10).

В библейском мотиве неожиданного поворота выражаются, по крайней мере, две темы. Одна из них – тайна Божьего провидения, Его милости и избрания, когда неприметные люди обретают благодать, а занимающие внушительное по мирским меркам положение отвергаются. Другая связана с судом – люди, считающие, что находятся в безопасности, на самом деле становятся уязвимыми.

См. также: МЛАДШИЙ СЫН, МЛАДШИЙ ОТПРЫСК; НЕОЖИДАННЫЕ СОБЫТИЯ; ПОПЫТКИ ОТМЕНИТЬ ПРОРОЧЕСТВО; СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle