Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Сюжетные линии

(Plot motifs)

Нижеследующий материал посвящен, в основном, классификации сюжетных линий. Рассмотрение конкретных библейских сюжетов можно найти в отдельных статьях, указывающих на них. Здесь же цель заключается отчасти в демонстрации распространенности определенных сюжетных линий, отчасти в расширении кругозора, связанного с сюжетными линиями, и отчасти в показе критериев для понимания сюжетной линии как единой взаимосвязанной конструкции.

Весь диапазон сюжетных линий невозможно заключить в какие-то узкие рамки. Однако есть достаточно легко распознаваемые группы, детали в которых поддаются анализу. Эти группы состоят из четырех больших категорий материала. Одни сюжетные линии представляют собой архетипы, такие как посвящение и путешествие. Другие основываются на повествовательных условностях, например, неожиданном повороте или признании. К третьей категории относятся повествовательные жанры, такие как батальные и любовные истории. Другие сюжетные линии, такие как рассказы об ужасах и грехе, основываются на конкретной тематике, а не на какой-то определенной литературной форме.

Мономиф. Самую широкую парадигму для рассмотрения сюжетных линий представляет собой мономиф – совокупный сюжет, из которого могут развиваться все конкретные сюжетные линии. Этот «единый литературный сюжет» показан схематически на рисунке. Он содержит четыре фазы, соответствующие четырем периодам. Его можно изобразить на схеме:


роман
комедия ____↓___________↑____ трагедия
антироман

Две фазы над и под горизонтальной линией служат источником относительно немногих сюжетных линий, поскольку они статичны, а в рассказе внимание обычно направлено на изменение и развитие. К сюжетным линиям категории романа относятся рассказы о благоденствии, оказании гостеприимства, обеспечении, а также сцены благой жизни. К категории антиромана относятся истории о страдании, угнетении, зависимости, грехе, а также о ночных кошмарах (см. СНЫ, ВИДЕНИЯ), насилии, ужасах, опасностях и убийствах.

Характерная черта трагедии заключается в нисходящем движении от благоденствия к упадку. Конкретные ее формы выражаются в отпадении от невинности, пленении или изгнании, преступлении и наказании и рассказах о недооценке или переоценке.

Самая многочисленная в мономифе категория связана с комедией – движением вверх от зависимости к благоденствию или от менее подходящего состояния к лучшему. Здесь мы видим истории о возрастании, милости, обновлении, возрождении, воссоединении/примирении, восстановлении, искуплении и возвращении. Как на то указывают слова с приставкой вос-, комедийный смысл выражается в изменении негативного движения на обратное к благоприятной цели. Кроме того, можно отметить рассказы о возвышении из низкого положения, возвращении домой и находчивости.

Полностью U-образная схема мономифа с падением и последующим подъемом встречается довольно редко. Можно сказать, что динамика в мономифе выражается в основном в переходе от ущемления к расширению возможностей (как на то указывают некоторые отмеченные в предыдущем абзаце комедийные сюжеты). Таковы, например, темы освобождения, или тяжелых переживаний, испытания и проверки, которые герои успешно проходят, или исканий с постепенным преодолением препятствий, а также темы потерянного и найденного и неожиданной победы в неблагоприятном положении.

Повествовательные условности. Следующая большая группа сюжетных линий строится на литературных условностях. В основе любого сюжета лежит конфликтная ситуация. Конфликты обычно бывают многоплановыми и могут располагаться на разных уровнях – люди против окружающих их условий, против других людей, против общества или его институтов, против сверхъестественных сил, против черт собственного характера. Кроме того, конфликтные ситуации могут быть физическими, эмоциональными, нравственными/духовными или психологическими. Композиционно такие конфликты образуют как бы дугу с усилением борьбы и повышением напряженности, за которыми следует ослабление напряженности, а в конце истории происходит разрешение и завершение конфликта. Ритм рассказа основывается на движении к разрешению проблемы и напряженной ситуации. Кроме того, сюжеты следуют строгой схеме: начало – середина – финал. Как таковые, они представляют собой квинтэссенцию имеющегося материала, поскольку в реальной жизни события редко бывают до такой степени автономными.

В рамках общей динамики сюжета появляются некоторые более конкретные мотивы. В соответствии с тенденцией конфликтных сюжетов двигаться к разрешению проблемы, поставленной в самом начале, часто встречаются темы прозрения и откровения/признания. С другой стороны, присущий парадигме элемент неопределенности, обрисованный в предыдущем абзаце, способствует появлению таких мотивов, как обман, неожиданность и неожиданный поворот. С ними связаны рассказы о лазутчиках, битвах, приключениях, избавлениях, сокрытии и интригах. К той же группе принадлежат рассказы о риске и заключении пари или вызове.

В конечном счете развитие рассказа обусловливается выбором, который делают персонажи, и этот элемент порой имеет такое важное значение, что порождает отдельную категорию рассказов о выборе. Движущая сила выбора часто связывается с проверкой или искушением. Наконец, в соответствии с принципом изображения роста и изменения, важную роль играют рассказы о преобразовании и обращении.

Тема путешествий. К еще одной категории сюжетных линий принадлежат путешествия в прямом или переносном смысле. Упор делается на линейном развитии действия с сопутствующим ростом персонажей, отправившихся в путешествие. В рамках общей парадигмы есть путевые истории, рассказы об исканиях, странствиях и паломничестве.

Жизнь героя. Другая сюжетная группа сосредоточивается на жизни героя. Общую схему можно рассматривать как конкретное проявление U-образного мономифа, о котором говорилось выше. Рассказ о герое часто начинается с упоминания об обстоятельствах его рождения и младенчества (см. БЛАГОВЕЩЕНИЕ; ИСТОРИИ О РОЖДЕНИИ). Герои обычно получают призвание к выполнению особой задачи или к особой, полной испытаний судьбе (см. ПРИЗВАНИЕ, ПРИЗЫВ, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ) и после этого проходят посвящение. Герой почти всегда подвергается испытанию или проверке, и, кроме того, в Библии часто происходит встреча человека с Богом. Дела героя обычно завершаются триумфом. Если жизнь героя рассказывается полностью, в ее последний этап включаются мотивы прощания (см. ПРОЩАЛЬНАЯ РЕЧЬ) и погребения.

Видное место в сюжетных линиях занимает также элемент справедливости. Если не считать конфликтных ситуаций, ни одна условность не имеет в рассказах такого всеобщего характера, как идеальная справедливость – обычай завершения рассказа вознаграждением добродетели и наказанием порока. Помимо этого, элемент суда может иметь такое основополагающее значение, что образует отдельный жанр рассказов о суде. Истории о мщении основываются на принципе суда, равно как и рассказы о катастрофической погибели людей или городов. К разряду историй о суде принадлежат также рассказы о тщетных попытках обмануть Божье пророчество (см. ПОПЫТКИ ОТМЕНИТЬ ПРОРОЧЕСТВО).

Семейные истории. Последняя группа сюжетных линий определяется их семейным содержанием. Здесь мы видим истории семейных взаимоотношений. В число конкретных мотивов входят свадьба и соперничество между братьями, а также жанр любовных историй. К той же категории принадлежат истории о воссоединении и возвращении в семью.

См. также: ИДЕАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, КОМЕДИЯ, ТРАГЕДИЯ КАК СЮЖЕТНЫЙ МОТИВ; ХАРАКТЕРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle