Призвание, призыв, предназначение
(Calling, vocation)
Призвание или призыв – это обращение Бога к человеку с побуждением к исполнению определенных задач или функций. Божье призвание связано с идеей о поддержке, одобрении или апологии: если человек призывается Богом выполнить какую-то задачу или занять определенное положение, это рассматривается в Библии достаточным оправданием для того, чтобы этот человек посвятил себя исполнению поручения. Помимо поддержки, в призвании есть также элемент принуждения: если Бог призывает человека, нет сомнений, что он обязан подчиниться призыву. Пуританское разделение призывов на общий и особый остается подходящим основанием для распределения библейских образов призвания по категориям. Общее призвание – это призыв Бога уверовать в Него как в Господа и Спасителя и следовать Его предписаниям в жизни. Особое призвание – это Божий призыв к выполнению конкретных задач или функций.
Общее призвание. Первым человеком, получившим прямой призыв от Бога вести благочестивый образ жизни в вере и послушании, был Авраам (Быт.12:1–9). Конкретно призыв выразился в словах: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт.12:1), и Авраам с верой и послушанием принял все, что Бог предназначил для его жизни в общении с Собой. Форрестер справедливо отмечает, что «Авраам был первым человеком с определенным и ясным пониманием предназначения. “Вера” и в дальнейшем была его ответом на “призыв” Бога» (Forrester, 23). В этом первом библейском рассказе о призвании нашли выражение, в первую очередь, три образа.
Первый мотив – эманация божественной власти при нисхождении на землю гласа трансцендентного Бога, предъявляющего права на Свое создание.
Второй – понимание этим существом необходимости повиноваться, выразившееся в быстрой и решительной реакции: «И пошел Аврам, как сказал ему Господь» (Быт.12:4).
Третий мотив – вера и доверие, которых требует такой ответ, то есть решимость Авраама посвятить себя выполнению Божьих повелений в его жизни и отправиться в неизвестную «землю, которую Я укажу тебе» (Быт.12:1).
Впоследствии общее призвание Бога распространилось в Ветхом Завете на народ Израиля, и опять это был, в первую очередь, духовный призыв к вере и послушанию. Более того, духовное предназначение ветхозаветного Израиля практически совпадало по смыслу с понятием завета. В данном случае в слове призвание выражается не просто какая-то сторона вопроса, а сама суть заветных отношений между Богом и Израилем, основанных на принципе послушание – благословение и непослушание – проклятие. Тема призвания народа Израиля раскрывается, прежде всего, в таких местах, как получение закона у горы Синай, прощальная речь Моисея во Второзаконии, в которой он подчеркивает обязательства народа, призванного Богом вести особый образ жизни, и сокрушения пророков в связи с тем, что народ не живет той жизнью, к которой его призвал Бог.
В Новом Завете конкретное слово призвание используется в местах, где речь идет о Божьем призыве к людям жить верой во Христа и в преобразование Христом их сердец, которое даст им возможность следовать этому призыву. Мы читаем о «призванных в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1Кор.1:9), о «Призвавшем вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9), о «призванных в одном теле» верующих (Кол.3:15), о «призванных святых» (1Кор.1:2). Павел писал Тимофею о «вечной жизни, к которой ты и призван и исповедал доброе исповедание» (1Тим.6:12), а фессалоникийцам – о призвании «благовествованием» ко спасению (2Фес.2:13–14). В этих случаях мы видим общий Божий призыв к спасению и освящению в одной для всех людей форме.
Рассказы о призвании или предназначении составляют в евангелиях отдельный жанр. Обычно к нему относят рассказы о призвании Иисусом двенадцати учеников, чтобы они следовали за Ним в жизни, посвященной духовному просвещению и служению. В определенном смысле ученики являют собой особый случай, но, с другой стороны, их можно считать представителями рода человеческого в целом, призванными следовать за Христом как за Пастырем и Спасителем. Кроме того, в евангелиях содержится множество рассказов о «призвании», в которых Иисус обращается к людям как Спаситель мира и призывает их посвятить свою жизнь Ему.
Особое призвание.
Призыв к духовному служению. Помимо общего призвания к жизни в вере и послушании Богу, в Библии показано множество случаев, когда Бог призывает людей к выполнению конкретных функций и задач. Иногда речь идет о специфически религиозных делах. В Ветхом Завете мы видим несколько памятных сцен «призвания». Одна из них – призвание Моисея у горящего куста (Исх.3–4), когда Бог дал Моисею поручение и обещал помочь ему вывести народ из египетского рабства. Характер миссии, к выполнению которой призывался Моисей, был отчасти духовным (осуществлять духовное руководство) и отчасти политическим (завоевать среди молодого народа авторитетное положение, благодаря которому можно было бы принимать ключевые решения от имени всего общества). На Аарона и его сыновей Бог возложил священнические обязанности, связанные с богослужениями израильтян (Чис.18:1–7). Гедеон тоже был призван Богом занять положение национального лидера (Суд.6).
Столь же выразительными выглядят сцены призвания некоторых ветхозаветных пророков. Среди них выделяется Исаия, призвание которого происходит на фоне величественной картины Бога, сидящего на небесном престоле, сопровождается признанием пророка своей недостойности быть Божьим посланником, а затем очищением его Богом, когда серафим коснулся уст Исаии горящим углем, взятым с Божьего жертвенника (Ис.6:1–8). Подобным же образом были призваны Иеремия (Иер.1), Иезекииль (Иез.1–3) и Амос (Ам.7:15). В этих рассказах о призвании выделяются три темы:
1) видение непреодолимости Божьей силы;
2) понимание человеком своей недостойности принять это призвание;
3) преодоление Богом всякого сопротивления и наделение человека силой для выполнения призвания;
а также, в некоторых случаях,
4) Божье знамение, помогающее человеку выполнить призвание.
Новозаветный аналог ярких ветхозаветных сцен призвания – рассказ об обращении Павла на дороге в Дамаск (Деян.9:1–19), в котором главную роль играет образ сияющего с неба Божьего света, вызвавшего временную слепоту и беспомощность Павла и приведшего его к осознанию, что он встретился с Небесным Господом. Это было обращенным к Павлу призывом о спасении, но не только: Бог призвал также Павла стать Его «избранным сосудом, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян.9:15), иными словами, быть апостолом и миссионером. В соответствии с этим, большинство своих посланий Павел в той или иной форме начинает с утверждения, что он «поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников» (2Тим.1:11).
Кроме того, рассказы об особом призвании или предназначении можно выделить в отдельный подраздел сюжетной линии евангелий. Во всех этих рассказах речь идет о призвании Иисусом одного или нескольких из двенадцати учеников. Сам по себе призыв одинаков во всех случаях (стать учеником Иисуса), как и ответ на него (немедленный отказ от выполнения повседневных обязанностей, чтобы следовать за Иисусом), но обстоятельства, при которых Иисус встречается с учениками, бывают разными. В этих сценах доминирующее положение занимают образы силы призыва и немедленного изменения жизни учеников в ответ на этот призыв.
Помимо конкретных сцен призыва, важную роль в Новом Завете играют перечни призванных для церковного служения (Еф.4:11; 1Кор.12:28), в которых подчеркивается, что Бог наделяет людей необходимыми «дарами» (способностями) для организации установленных религиозных служб в церкви. Здесь мы видим демократический принцип призвания к религиозному служению в том смысле, что возможность духовного самовыражения распространяется на простых людей, а не только на гигантов веры, чье призвание выглядит особенно ярким и необычным.
Призвание к выполнению обычных профессиональных дел. Наконец, мы подходим к вопросу об обычных делах и функциональных обязанностях, которые люди исполняют в мире. Абстрагируясь от конкретных примеров Божьего призвания к такому служению, нам следует прежде всего отметить, что оно находится в полном соответствии с библейским пониманием Божьего провидения в отношении рода человеческого и что выполняемые людьми функции и обязанности предопределены Богом. В Библии показано, что Бог устроил общество таким образом, чтобы в нем были крестьяне, домохозяйки, охотники, воины, цари, водители колесниц, маляры и т. д. С учетом этого божественного предопределения вполне разумно сделать вывод, что никто, кроме Бога, не может призвать человека на свое место в этом мире.
Такая общая установка подтверждается конкретными примерами. Бог «избрал» Давида и «взял его от дворов овчих», чтобы он стал царем Израиля (Пс.77:70–71). О предназначении на роль политического лидера объявил Самуил Саулу: «Господь помазал тебя царем над Израилем» (1Цар.15:17). Самая развернутая картина Божьего призвания к выполнению профессиональных задач показана в двух отрывках, где описываются назначение и подготовка Богом мастеров для возведения скинии (Исх.31:1–6; 35:30–36:2). В этих отрывках множество специфических выражений, связанных с идеей о призвании, таких как «призвал», «исполнил Духом Божиим», «назначил», «дал мудрость и разумение». А задача, к выполнению которой эти люди были призваны и подготовлены, требовала конкретных навыков работы мастеров: ремесленного «искусства», умения «резать камни», «резать дерево», «вышивать» и делать «всякую работу, потребную для святилища».
Тот факт, что свои профессиональные функции и задачи в жизни люди выполняют благодаря полученному от Бога призванию, находит подтверждение и в двух местах Нового Завета. По поводу того, как обращение отражается на жизненном предназначении человека, Павел писал: «Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал... Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1Кор.7:17, 20). Иными словами, обращение ко Христу не требует изменения профессионального предназначения в мире. В аналогичном отрывке Иоанн Креститель в ответ на вопрос людей, которых он окрестил, что им делать дальше, посоветовал им оставаться в прежнем положении, заботясь при этом о нравственном совершенствовании (Лк.3:12–14).
Заключение. Божье призвание людей распространяется как на духовную жизнь веры и освящения (призыв войти в Божье Царство и стать полноправными гражданами этого Царства), так и на жизнь человека в земном обществе. Центральное место в образе занимает участие двух лиц: Лица, обладающего властью (Бог), от Которого исходит призыв, и подчиненного лица, отвечающего на него. В Библии предназначение никогда не показывается как самостоятельное понятие, в нем всегда подразумевается взаимосвязь между Богом и Его созданием. С учетом разного уровня положения двух сторон Божий призыв предполагает обязательность ответа на него со стороны человека. Фактически рассказы о призвании можно назвать «рассказами об ответе». Не будет преувеличением сказать, что в библейском образе призвания мы видим христианскую жизнь в миниатюре.
См. также: АВРААМ; ВЛАСТЬ БОЖЕСТВЕННАЯ И АНГЕЛЬСКАЯ; ИЗРАИЛЬ; МОИСЕЙ; ПРОРОК, ПРОРОЧИЦА; РАБОТА, РАБОТНИК.
Библиография:
P.S.Minear, «Work and Vocation in Scripture» //Work and Vocation, ed. J.O. Nelson (New York: Harper & Brothers, 1954), 32–81;
W. R. Forrester, Christian Vocation (New York: Scribners, 1953);
L. Ryken, Redeeming the Time: A Christian Approach to Work and Leisure (Grand Rapids: Baker, 1995).