Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Израиль

(Israel)

Название Израиль относится в Библии к нескольким понятиям. Традиционно оно связывалось с родоначальником Иаковом, имя которого было заменено на «Израиль» после ночной борьбы с таинственным незнакомцем (возможно, Богом) в Быт.32, но впоследствии относилось к различным собирательным реалиям: потомкам Иакова; двенадцати коленам израильской конфедерации до периода монархии; объединенному царству под управлением Давида и Соломона; Северному Царству после разделения объединенного Израиля; Южному Царству Иудее, особенно после завоевания Самарии ассирийцами; израильскому остатку, выжившему в вавилонском плену; этническо-религиозному сообществу, рассматривавшему себя как Божий избранный народ, и раннему христианскому сообществу. Такое разнообразие понятий позволяет связывать Израиль с Божьим народом в широком смысле. Пониманию Израиля как Божьего народа способствует ряд сопутствующих образов, таких как обрезание и завет.

В Ветхом Завете понятие «Израиль» сформировалось под воздействием двух преданий. Первое – обетование, впервые данное в рассказах об Аврааме и Сарре, повторенное в Бытии другим патриархам и нашедшее окончательное выражение в обетованиях Бога Давиду во 2Цар.7. Второе – освобождение и заключение завета в Книге Исход. Сообщество Израиля должно было всегда помнить, что его самобытность определяется воспоминанием о рабстве в Египте и о совершенном Господом освобождении. Израиль был призван стать сообществом веры, помнящим об обетовании, о прошлом рабстве и освобождении и об обязанностях, связанных с заветом.

Этот образ Израиля как Божьего народа находит выражение в Книге Второзаконие. В ней две составляющих предания сплетаются воедино для характеристики сущности Израиля. Значение имеют несколько аспектов. Во-первых, Израиль должен демонстрировать неуклонную и исключительную верность Яхве. Мысль о верности, основанной на первой заповеди (Втор.5:5–7), красной нитью проходит через Втор.1–11, где мы видим неоднократные наставления и предупреждения о необходимости сохранения личной верности Яхве. Во-вторых, Израиль должен помнить, что он избран Богом для особых отношений: «Ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор.7:6; ср. Втор.14:2). Такие взаимоотношения с Яхве основываются не на заслугах Израиля. Это с полной очевидностью явствует из Втор.9:4–6. В-третьих, будучи народом, освобожденным из рабства, Израиль должен помнить свое прошлое. Эта память должна определять жизнь Израиля как в плане общественных отношений, так и в плане соблюдения надлежащего поклонения Яхве: «И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор.5:15; ср. Втор.15:15; 16:12; 24:18, 22). В-четвертых, Израиль не должен копировать социальное расслоение и угнетение, характерные для Египта, но создать у себя сообщество, отличительной чертой которого служит братство. Видение Израиля как братского сообщества отражается во многих предписаниях, изложенных во Втор.12–26. К призывам проявлять справедливость и праведность в общественной жизни следовало относиться серьезно. Забота о справедливости выражается в многочисленных напоминаниях о недопустимости в израильском обществе использовать в своих интересах положение слабых, в особенности вдов, сирот и пришельцев (Втор.10:17–18; 24:17; 27:19). Вот в общих чертах некоторые из характеристик, связанных с образом Израиля как Божьего народа.

Такой образ Израиля и его призвания служил основанием для его критики со стороны пророков. Конкретные обвинения, выдвигавшиеся пророками, бывали разными, но в целом они связывались с нежеланием проявлять безраздельную верность Яхве и соблюдать нормы справедливости в обществе.

Новый Завет. В Новом Завете раннее христианское сообщество отождествляется с Израилем как с Божьим народом. В ряде случаев это делается путем простого распространения названия «Израиль» на раннюю христианскую церковь. В Гал.6:16 после энергичных полемических высказываний в адрес тех, кто требовал обрезания от христиан из числа язычников, Павел пишет: «Тем, которые поступают по сему правилу [то есть по Евангелию], мир им и милость, и Израилю Божию». Здесь под «Израилем Божиим» понимается раннее христианское сообщество, принимающее Евангелие, которое проповедовал Павел.

Чаще, однако, этот образ используется в Новом Завете с помощью выражений, напоминающих об Израиле как о Божьем народе, но прямо не называющих церковь Израилем. Яркий пример – 1Пет.2:9: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». В данном случае мы видим соединение элементов образа Израиля как Божьего народа (ср. Исх.19:5–6) применительно к христианскому сообществу. У каждого из этих элементов в Ветхом Завете есть свои прообразы, относящиеся к Израилю. Речь идет о расширении понятия «Израиль» и распространении его на этнических неевреев. Это расширение с полной очевидностью явствует из слов «род избранный», которые в контексте обращения в 1Петра к христианскому сообществу могут означать отнюдь не расовую принадлежность на биологическом уровне, а только членство в переосмысленном Израиле.

Аналогичные переоценка и переосмысление происходят и в случае с пониманием обрезания. В полемике, касающейся принципов включения в Божий народ и оснований для него, Павел множество раз ссылается на обрезание как на характерную черту тех, кто составляет Божий народ. В Флп.3 Павел дает новое определение обрезания как знака принадлежности к Божьему народу, но без физического свидетельства тому. В частности, он говорит филиппийцам: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание – мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся» (Флп.3:2–3; Рим.2:26–29). Павел утверждает, что обрезание действительно может быть отличительной чертой Божьего народа, но, в то же время, придает обрезанию новое значение духовного, а не физического атрибута:

Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона,

то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?

И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя,

преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей,

кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;

но тот Иудей, кто внутренно таков и то обрезание, которое в сердце,

по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога (Рим.2:26–29).

В Ефесянам новое определение обрезания получает дальнейшее развитие в том смысле, что бывшие некогда необрезанными теперь включены в Израиль, то есть в церковь (Еф.2:10–13).

Завет тоже становится важным понятием, которое используется для выражения образа Божьего народа. Слова Иисуса на вечере Господней: «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (Мк.14:24; ср. Мф.26:28; Лк.22:20; 1Кор.11:25), – дали ранней церкви основание для понимания крестных мук Иисуса. Кроме того, исходя из слов в Иер.31:31–34, что Бог заключит «новый завет», новозаветные авторы часто ссылаются на взаимоотношения, установленные Богом через Иисуса, как на новый завет (2Кор.3:6; Евр.8:8, 13; 9:15; 12:24). Подразумеваемое противопоставление «нового завета» «ветхому завету» предоставляло новозаветным авторам еще одно средство выражения образа церкви как вновь образованного и переосмысленного Израиля. Если вспомнить, что завет, заключенный у горы Синай (Исх.19–24), дал Израилю самосознание Божьего народа, то и новозаветные ссылки на новый завет могли представлять образ Божьего народа как выражение сущности церкви.

Такое распространение образа Израиля на раннее христианское сообщество могло казаться вполне естественным, когда ранняя церковь состояла преимущественно из евреев, но с развитием миссионерской деятельности среди язычников и сокращением иудейско-христианских общин отождествление церкви с Израилем становилось более трудным и требовало более творческого богословского подхода. Развернутое обсуждение этой взаимосвязи Павел предпринял в Рим.9–11. Свою аргументацию Павел строит на том, что откровение божественной благодати через Иисуса Христа привело не к отказу Бога от Израиля, а к расширению Израиля и включению в него привитых к масличному дереву. Понимание Израиля у Павла выходит за пределы традиционного определения и становится образом верного человеческого сообщества безотносительно к прежнему разделению на иудеев и язычников.

Заключение. В Библии образ Израиля используется в отношении избранного Божьего народа, то есть призванных Богом для особых взаимоотношений. В Ветхом Завете упор делался на существовании этническо-религиозного сообщества, созданного милостивыми делами Яхве во время исхода из Египта и при заключении завета у горы Синай. В Новом Завете церковь восприняла терминологию и образы, связанные с Израилем, которые способствовали развитию ее понимания самой себя. Тем самым подчеркивалась преемственная связь с иудейским наследием и в то же время утверждалась новизна Божьей благодати в Иисусе Христе. Израиль стал образом, определяющим самосознание христианского сообщества.

См. также: ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ВОЗВРАТ; ЗАВЕТ; ЗАКОН; ИЗГНАНИЕ, ССЫЛКА, ПЛЕН; ИСХОД, ВТОРОЙ ИСХОД; ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ; ОБРЕЗАНИЕ; СЕМЯ; ХРАМ; ЦЕРКОВЬ; ЯЗЫЧНИКИ, НЕОБРЕЗАННЫЕ.

Библиография:

P.S.Minear, Images of the Church in the New Testament (Philadelphia: Westminster, 1960).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle