Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Обетованная земля

(Promised land)

Обетованная земля – один из главных образов в Пятикнижии и в Книге Иисуса Навина. Само словосочетание появляется только в Исходе, но тема восходит к рассказам о Божьем завете с патриархами в Бытии. Тогда Бог обещал указать Аврааму землю, в которую Он призывает его (Быт.12:1), и «отдать землю сию» Аврааму за его странствия и послушание Божьему призыву (Быт.12:7; см. также Быт.13:15, 17; 28:13). На основании предсказания, что патриархи будут жить на этой земле, последующие поколения стали относиться к ней как к обетованной. Ссылки на нее появляются почти с самого начала Книги Исход, когда Бог сказал Моисею у горящего куста: «Я выведу вас от угнетения Египетского... в землю, где течет молоко и мед» (Исх.3:17).

В образах обетованной земли выражается, в первую очередь, картина сельскохозяйственного изобилия с плодородной землей и мягким климатом, обеспечивающим богатый урожай. Лейтмотивом звучит ее описание Моисеем: «Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед» (Втор.8:7–8; см. также Втор.11:10–12). Осязаемым доказательством изобилия земли стала добыча, которую двенадцать соглядатаев принесли из своей разведывательной экспедиции: они принесли такую большую кисть винограда, что ее пришлось нести на шесте вдвоем, а также гранатовые яблоки и смоквы (Чис.13:24).

Другой важной темой служит обетование Богом земли потомству патриархов. От Исхода до Книги Иисуса Навина встречается более тридцати упоминаний факта, что Бог поклялся дать землю потомкам патриархов. Общее впечатление такое, как будто отец предназначил имущество ребенку и ждет назначенного времени для его передачи. Поэтому есть еще более тридцати упоминаний факта, что Бог даст землю народу Израиля, а также более тридцати упоминаний о том, как Бог приведет народ в обетованную землю.

В качестве земли обетования Ханаанская земля становится для израильтян выразительным образом страстного желания во время путешествия к ней. Она была целью сорокалетних исканий, то призывно маня, то отступая перед народом, пока он, наконец, не завладел ею в конце Книги Иисуса Навина. После многих лет изгнания и рабства в Египте и долгого странствия к обетованной земле она, естественно, казалась израильтянам чем-то совершенно особенным. Это был образ владения и безопасности, противоположный почти пяти векам израильской истории до ее завоевания. В более тридцати случаях стихов обетованная земля изображается как владение или как то, чем народ завладеет. Образ безопасности, символизирующих обретение своего места после многих лет изгнания и странствий, выражается в стихах, где говорится, что народ будет «жить на земле вашей безопасно» (Лев.26:5; Втор.12:10).

Но это не означает, что обетованная земля была местом неприкосновенного уединения. Прежде всего, пока земля оставалась объектом еще не завершенных исканий, на ней жили народы, которые надо было покорить (Чис.32:22, 29; 33:52). Поэтому в обетованной земле выражался и образ завоевания, а не только дара, врученного Богом, и Книга Иисуса Навина показывает, насколько трудной была эта задача. Кроме того, обетованную землю можно было потерять. Ее владение было частью Божьего завета с народом, и завет предусматривал ответственность за нее, а не только обетование и благословение. Короче, обетованную землю израильтяне получили условно. Условие заключалось в том, что «если вы будете поступать по уставам Моим, и заповеди Мои будете хранить... будете жить на земле вашей безопасно», но «если же не послушаете Меня... нарушив завет Мой... вас рассею между народами» (Лев.26:3–33).

См. также: ЗЕМЛЯ; ЗЕМЛЯ, ГДЕ ТЕЧЕТ МОЛОКО И МЕД; САД.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle