Земля
(Earth; land)
«Кто... вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?.. Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним» (Ис.40:12, 22). «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь» (Ис.66:1–2). В показанных Исаией образах земли как подножия Бога и взвешивания Богом праха земли выражается мысль о величии Бога, возвышающегося над творением. В отличие от богов плодородия в языческих религиях и от рукотворных идолов, Он превосходит все созданное Им.
В псалмах Богу возносится хвала не только как Творцу, но и как Вседержителю. Это составляет тему Пс.103. Он сотворил небо и «поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки» (Пс.103:5). Он дает воду, пищу и приют разного рода земным созданиям и чередует времена года (Пс.103:10–23). Бог заботится о Своем творении и поддерживает в нем порядок: «Пошлешь дух Твой – созидаются [творения], и Ты обновляешь лицо земли» (Пс.103:30). Вместе с тем, когда Он совершает суд, «призирает на землю, и она трясется» (Пс.103:32; см. также Пс.147).
Для понимания образа земли в Библии первостепенное значение имеет взаимосвязь человека с землей. «И создал Господь Бог человека [ʾadam] из праха земного [ʾadama]» (Быт.2:7). Будущее человечества и земли тесно связаны. После акта неповиновения Адама и Евы в Едемском саду Бог вынес приговор: «Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» (Быт.3:17–19).
Человеческие дела оскверняют и растлевают землю: «И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней» (Ис.24:5–6). Осия, Иеремия и Амос пользуются образом плача земли из-за злых дел человека (Ос.4:1–3; Иер.12:4; 23:10; Ам.1:2). Осия сетует, что «нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле» (Ос.4:1). В результате «восплачет [иссохнет] земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут» (Ос.4:3). Как мы знаем, земля испорчена и ожидает обновления. В своих пророчествах о будущем земли некоторые библейские авторы пользуются образом одежды для выражения мысли о быстротечности (Пс.101:26–28; Ис.51:6). Автор Послания к евреям цитирует Пс.101:
В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих;
они погибнут, а Ты пребываешь;
и все обветшают как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся;
но Ты тот же, и лета Твои не кончатся (Евр.1:10–12).
Будут «новое небо и новая земля» (Ис.65:17; 2Пет.3:13; Откр.21:1). Исаия рисует замечательную картину обновленной земли, «наполненной ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:9). «Вместо терновника выростет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт» (Ис.55:13). Символы смерти и проклятия заменятся символами жизни.
В Пс.95 описывается земля, радующаяся пред Богом, пришедшим судить и обновить ее. В присутствии Бога поют персонифицированные поля и леса. «Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля! ...Да веселятся небеса, и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его. Да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицом Господа; ибо идет, ибо идет судить землю» (Пс.95:1, 11–13; см. также Пс.97:7–9).
В Библии образ земли выражается с помощью нескольких слов, таких как еврейские eres (обычно «земля», но зачастую «суша») или ʾаdama (обычно «почва» или «земля») в Ветхом Завете и греческое ge в Новом Завете. Образы можно разделить, в основном, на две категории. Одна из них относится к конкретным географическим районам. Они обычно связываются с определенными группами людей или народностями (напр., Мф.4:15), хотя обетованная земля воспринимается таковой как выражение Божьего обетования Аврааму. Вторая категория относится к самой земле как к глобальному понятию (Быт.1:1) или как к суше или почве (Быт.1:10). В обоих случаях значение образа земли для духа и сути Ветхого Завета невозможно переоценить, причем не только в том, что касается обетованной земли, которая в итоге была получена, но и в связи с апокалиптическими видениями грядущего века. Вслед за жаждой общения с Самим Богом на втором месте у израильтян стоит страстное желание обладать землей.
Что же земля означает в Библии? Прежде всего это часть творения. В таком качестве она предстает одной из сфер взаимоотношений людей с Богом. Фактически человек назван ʾadam поскольку он был создан из ʾadama (Быт.2:7). Земля служила мерилом послушания человека Богу, как в широком смысле данного Адаму поручения наполнить землю и обладать ею (Быт.1:26, 28), так и в более конкретной обязанности ухаживать за Едемским садом, в котором Бог поселил его (Быт.2:15). Эта последняя обязанность не ограничивалась задачей возделывания сада, но и подразумевала его защиту. В этом отношении Адам потерпел неудачу, допустив на святую землю змея. Результатом символического действия Адама стало грехопадение вселенского масштаба, сопровождавшееся зарастанием земли терниями и волчцами (Быт.3:17–19). В проклятии земли отражается общее отчуждение людей от мира в результате греха. Итак, один из библейских образов земли – физическое место, на котором живет человек, с которым он связан телесно. Хорошая в принципе земля была проклята в результате человеческого греха, и люди стали не только соединенными с ней, но и в такой же мере отчужденными от нее.
Второй мотив выражается в образе земли как объекта заветного обетования и представляет собой один из наиболее ярких библейских образов страстного желания. Тема начинается уже в рассказе об Аврааме, с которым Бог заключил завет, в который входило обетование земли (Быт.12:1). С тех пор обретение обетованной земли стало буквально навязчивой идеей патриархов, чье положение странников предполагало обретение в конечном счете места, где они могли бы поселиться. То же самое можно сказать о рассказе об исходе с примерно четырехстами упоминаниями о земле в последних четырех книгах Пятикнижия. Желанная земля становится образом изобилия (см. ЗЕМЛЯ, ГДЕ ТЕЧЕТ МОЛОКО И МЕД) и символом долгожданного покоя после странствий. Подробные законы, регулировавшие использование земли после овладения ею израильтянами, свидетельствуют, помимо прочего, что она была ареной важного духовного испытания, служившего показателем соблюдения израильтянами требований завета. После завоевания Ханаанской земли израильтянами и поселения в ней к образу добавились другие значения. Одно из них – исполнение: давно обещанное и предвосхищавшееся стало реальностью. Второе значение – овладение: Бог позволил народу «овладеть сею доброю землею» (Втор.9:6). Кроме того, после странствий земля стала образом оседлой жизни и покоя: «Господь, Бог ваш, успокоил вас, и дал вам землю сию» (Нав.1:13). Иными словами, эта земля стала родиной. Еще один мотив – распоряжение: землю дал Бог (во Втор.5:31 говорится о «земле, которую Я даю им во владение»), и, разделив ее между коленами и родами, народ распределил ее для ведения хозяйства.
На следующем этапе ветхозаветной истории – пленения и приведших к нему событий – основным образом, связанным с землей, стал суд. Земля не только сама по себе оказалась физически далекой, когда народ отправился в ссылку, но и занимала видное место в пророческих обличениях пороков и в предсказаниях грядущего суда как символ Божьего наказания своенравного народа. В число образов входят осквернение, упадок и засуха, и в этом отпадении от благодати можно увидеть аналогию с первоначальным изгнанием из Едемского сада. В израильской истории земля служит барометром взаимоотношений с Богом, показывающим благословение при послушании и проклятие при непослушании.
Наконец, пророчества о «золотом веке» грядущего восстановления никогда не упускают из виду влияние образа земли на воображение иудеев. При восстановлении Бог «поселит их на земле их» (Ис.14:1), «возвратит их в землю их» (Иер.16:15), сделает так, что Израиль будет «жить на земле своей» (Иез.28:25), «водворит их на земле их» (Ам.9:15) и так далее.
Ветхозаветная тема земли как образа страстного желания и заветного благословения в Новом Завете в значительной степени уступает место Христу и Царству Божьему. Символика земли принимает универсальное значение в словах Павла об обетовании Аврааму и его потомкам «быть наследником мира» (Рим.4:13). А тема исхода с последующим овладением землей перекликается с образом Христа, «избавившего нас от власти тьмы» и «призвавшего нас к участию в наследии святых во свете» (Кол.1:12–13). Это не значит, что образ земли полностью потерял притягательную силу: кротким по-прежнему обещается, что они наследуют землю (Мф.5:5), а странники по-прежнему «ищут отечества» (Евр.11:14). Тем не менее в Библии земля остается в основном ветхозаветным образом, который в Новом Завете принимает новый смысл, указывающий на эсхатологическое обновление неба и земли.
См. также: БРЕННОСТЬ, МИМОЛЕТНОСТЬ; ЗЕМЛЯ, ГДЕ ТЕЧЕТ МОЛОКО И МЕД; КОСМОЛОГИЯ; НЕБО; ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ; САД; РАЗЛОЖЕНИЕ; СМЕРТЬ; ТВОРЕНИЕ; ТЛЕНИЕ.
Библиография:
W.Brueggemann, The Land: Place as Gift, Promise and Challenge in Biblical Faith (Philadelphia: Westminster, 1977);
W.D. Davies, Gospel and the Land (Berkeley: University of California Press, 1974);
C. J. H. Wright, Gods People in Gods Land: Family, Land, and Property in the Old Testament (Grand Rapids: Eerdinans, 1990).