Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Небо

(Heaven)

Небо – это вечный и трансцендентный мир, обитель Бога, ангелов и прославленных верующих (см. СВЯТЫЕ). С ним связаны многие образы и темы. В Новом Завете картина более развернутая по сравнению с Ветхим Заветом, где небо в основном характеризуется в общих категориях «иного» мира, в котором пребывает Бог.

Небо как обитель. В большинстве случаев образ неба связывается с местом, где обитает Бог. В Ветхом Завете неоднократно используется определение «Бог неба» или «Бог небесный» (напр., Быт.24:7; 2Пар.36:23; Неем.2:4). В небесном видении Исаии края риз Бога наполняют пространство (Ис.6:1). В аналогичном видении Иезекииля «над сводом» тоже возвышается фигура Бога (Иез.1:26–27). В небесных видениях Откровения присутствие Бога и Христа определяет все, что происходит на небе. Небо – это «жилище святыни и славы» Бога (Ис.63:15; ср. Втор.26:15). В видении Иакова на верху лестницы, соединяющей небо и землю, стоял Бог (Быт.28:13). Воззрев перед смертью на небо, Стефан увидел Бога и Христа (Деян.7:55–56).

Бог – главный, но не единственный житель на небе. Там живут и ангелы, как об этом говорится в более чем десятке стихов и как об этом свидетельствует видение Иакова поднимающихся и спускающихся по лестнице ангелов (Быт.28:12). На небе живут также искупленные: в конце земной жизни Илии Бог взял его на небо в вихре (4Цар.2:11), а в Книге Откровение неоднократно изображаются живущие на небе прославленные святые. В большинстве библейских картин неба оно показано многолюдным местом. Вполне обычной выглядит сцена с большим числом участников, как, например, в описанном Михеем видении Бога, «сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его» (3Цар.22:19; 2Пар.18:18).

Пространственные образы. В Библии небо изображается вполне определенным местом. Попасть на небо значит войти в определенное пространство. Иисус назвал его «местом» (Ин.14:2–3). Если мы зададимся вопросом, где находится это небесное место, ответ будет очевидным – над землей. При обозначении его местонахождения определяющую роль играет вертикальное измерение. Небо – это место, с которого Бог взирает вниз, на землю (Пс.13:2; 79:15; 101:20), и место, откуда сошел Христос (Ин.6:33, 38, 41–42; см. СПУСК, СХОЖДЕНИЕ, СОШЕСТВИЕ). Соответственно, небо – это место, куда смотрят люди с земли (Втор.30:12; 4Цар.2:12; Лк.18:13), и место, на которое вознесся Христос после Своей земной жизни (Деян.1:2, 10–11). Суть этой вертикальной символики очевидна: небо отделено от земной реальности и символизирует более высокий уровень существования.

Мысль об абсолютной отделенности неба от земли выражается в нескольких местах. Когда автор Екклесиаста провозглашает принцип, что «Бог на небе, а ты на земле» (Ек.5:1), он тем самым имеет в виду, что небо находится на ином уровне реальности. В притче о богаче и Лазаре говорится о «великой пропасти», через которую «оттуда к нам не переходят» (Лк.16:26), и этими словами подчеркивается представление о небе как о самостоятельном пространстве.

Картины неба как определенного пространственного понятия состоят из конкретных образов. Примерно десяток упоминаний о Божьем престоле на небе придает ему черты царского достоинства, указывая одновременно на великолепие места и на властные полномочия Бога, управляющего миром с неба. Небо – это величественный дом со множеством обителей, приготовленных Христом для Своих последователей (Ин.14:1–3), что дает нам основания рассматривать его как место жительства. В некоторых местах небо с учетом происходящего там поклонения принимает вид небесного храма (Ис.6:1; Откр.3:12; 11:19; 15:5). Но, в первую очередь, небо – это город (Откр.20–22) со стенами, воротами и улицами, символ сообщества верующих, объединенных в поклонении Богу. Как ни странно, этот город обладает также чертами земного рая (Откр.2:7; 22:1–2).

Образы сияния. При изображении неба поэты всегда тяготели к образам сияния. В таких образах, в которых твердость текстуры сочетается с сиянием света, выражается представление о сфере, отличающейся большим постоянством, великолепием и большей значимостью по сравнению с циклическим, растительным миром, в котором мы живем. Среди этих образов чаще всего встречаются образы драгоценных камней. Такими образами наполнено видение Иезекииля небесного уровня реальности – сияющий огонь и молнии, блестящая медь, сверкающий топаз и сапфир (Иез.1). К этому можно добавить памятные картины, описанные в Откровении: стеклянное море, подобное кристаллу, явление Бога в великолепии ясписа и сардиса, золотые венцы, жемчужные ворота, город из чистого золота.

Помимо драгоценных камней, в библейских описаниях неба встречаются также образы физического света и его эквивалента, славы. На небе, изображенном в Откровении, нет больше нужды в солнце и луне, «ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец», и в свете неба «будут ходить спасенные народы» (Откр.21:23–24; ср. Откр.22:5).

Связанные с небом образы. Мысль об отдаленности неба иногда выражается методом завуалирования. Небесную сферу люди видят «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1Кор.13:12; см. ЗЕРКАЛО). Когда Иисус поднялся на небо в присутствии учеников, «Облако взяло Его из вида их» (Деян.1:9). Чтобы получить видение неба, должна быть открытая дверь: «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе» (Откр.4:1; ср. Откр.15:5; 19:11). Для вхождения на небо должна быть снята завеса, чтобы увидеть «лицом к лицу» (1Кор.13:12).

Чистота жизни на небе и духовное совершенство «написанных на небесах» (Евр.12:23) выражаются в образах омытых одежд (Откр.7:14), белых одежд (Откр.3:5, 18; 4:4; 6:11; 7:9, 13), облачения «в виссон чистый и светлый» (Откр.19:8) и неоскверненных и непорочных людей (Откр.14:4–5).

Определенная символика присутствует также в картинах того, что искупленные получают на небе. Даниил изображает их сияющими, «как звезды, во веки, навсегда» (Дан.12:3), что символизирует постоянство и славу. В Книге Откровение тоже показана символическая реальность (с помощью образов, имеющих значение символов), когда речь идет об искупленных, получающих утреннюю звезду (Откр.2:28), о белом камне с написанным на нем тайным именем (Откр.2:17) и об источнике живой воды (Откр.21:6). Входящие на небо становятся столпами в храме Бога (Откр.3:12). Представляется вполне правомерным рассматривать эти образы как символы духовной реальности. То же самое относится к обилию образов, связанных с размерами, планировкой и украшениями в описании нового Иерусалима (Откр.21:9–27), создающих атмосферу пышности в противовес абсолютной простоте, выраженной в первых стихах Библии.

Образы тайны и необычности. Хотя они и не входят в число основных образов при изображении неба, существа, никогда не существовавшие в человеческом воображении, присутствуют в видениях Иезекииля и в Откровении. В видении Иезекииля изображаются живые существа с четырьмя лицами, четырьмя крыльями и ступнями ног как у тельца (Иез.1:6–7). Эти создания передвигаются взад-вперед, и между ними ходит нечто вроде горящих лампад (Иез.1:13). Кроме того, рядом с ними движется небесная колесница со сверкающими колесами, ободья которых полны глаз (Иез.1:15–18). Описание становится еще более загадочным, когда мы читаем, что «дух животных был в колесах» (Иез.1:21). Крайне необычными выглядят и картины в Книге Откровение, где показаны существа с шестью крыльями и с глазами спереди и сзади (Откр.4:6–8). Все это производит впечатление, подкрепляющее представление о коренном различии между небом и землей и усиливающее ощущение тайны, окружающей небо. В конечном счете речь идет о непостижимом: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9).

Небесная жизнь. В сравнении с относительно подробными описаниями неба как места в Библии содержится мало информации о делах, которые там совершаются. Они сводятся почти исключительно к поклонению (напр., Откр.4; 5; 7:9–12). В Откр.14:4 к этому добавляется картина искупленных, следующих за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Хотя эта тема не получила достаточного развития, читаем также, что Бог будет «обитать» со Своим народом и «с ними будет» (Откр.21:3).

Преобразование земных реалий падшего человечества. Важное место в библейской символике неба занимает тема о преобразовании земных реалий. Первая часть уравнения заключается в устранении или искоренении условий жизни падшего человечества. Не будет ни голода, ни жажды, ни палящего зноя (Откр.7:16). Бог отрет всякую слезу (Откр.7:17; 21:4), исчезнут смерть, плач и болезни, «ибо прежнее прошло» (Откр.21:4). Искоренение зла выражается и в том, что небо представляет собой защищенное место: «И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи» (Откр.21:27). Полное отсутствие признаков, указывающих на опыт падшего человечества, изображается на примере ворот, которые «не будут запираться днем, а ночи там не будет» (Откр.21:25).

Вторая часть уравнения заключается в преобразовании земных категорий в нечто «новое». Основным примером служат новое небо и новая земля, описанию которых посвящены две последние главы Библии, а также образ нового Иерусалима, в котором подразумевается перенос земной действительности на более высокий уровень совершенства. Для доказательства превосходства неба над землей иногда используются сравнения. Автор Послания к евреям заявляет, что люди веры стремятся «к лучшему, то есть, к небесному» (Евр.11:16), а Павел утверждает, что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:18).

Реакция человека. Реакция человека на новую жизнь на небе выражается, главным образом, в чувстве радости и удовлетворенности. В Книге Откровение радость небесных жителей изображается в сценах вознесения хвалы, а также в образах белых одежд победителей с пальмовыми ветвями в руках (Откр.7:9) и гостей на брачной вечере (Откр.19:1–9). Эта картина подкрепляется также несколькими притчами Иисуса, где жизнь на небе сравнивается с присутствием на пиру (Лк.14:15–24) или с вхождением в радость господина (Мф.25:21, 23). Есть также выразительный образ в Евр.12:22–23, где изображаются верующие, приступившие «ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору». Образы удовлетворенности в Откровении показаны на примерах святых, которых небесный Пастырь водит к источникам живой воды (Откр.7:17) и которые имеют доступ к «древу жизни, двенадцать раз приносящему плоды, дающему на каждый месяц плод свой» (Откр.22:2).

С точки зрения жизни в этом мире, небо представляет собой объект человеческих желаний и цель человеческого существования. Для выражения этой реальности в Послании к евреям используется образ исканий: «Все сии умерли в вере, не получив обетований... ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества» (Евр.11:13–14). Вместе с тем, небо не только цель исканий, но и награда за земные труды, как это показал Павел, изобразив себя «закончившим бег» и ожидающим «венец правды» (2Тим.4:7–8). В видении Петра «Пастыреначальник» тоже вручает «неувядающий венец славы» Своим верным служителям (1Пет.5:4). Небо изображается также местом отдыха после трудов: умершие в Господе «успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр.14:13). «Для народа Божия еще остается субботство», в которое верующие стремятся войти (Евр.4:9–11).

Заключение. Образы неба представляют собой смесь обычного и необычного, земного и неземного. Небо – это вполне конкретное место, но в то же время отличающееся от земных мест. У него есть узнаваемые черты, но его необычность и трансцендентность не позволяют нам забыть, что земные образы не применимы в обычном смысле к небу. Некоторые образы поражают своей очевидной символикой, например, образ сияния, в котором выражается представление о сфере, отличающейся большей прочностью и большей ценностью, хотя это не дает нам оснований полагать, что на небе улицы действительно вымощены золотом, а ворота сделаны из жемчуга.

См. также: АД, ГЕЕННА; АНГЕЛЫ; АПОКАЛИПТИКА; ВЕНЕЦ; ГОРОД; ДРЕВО ЖИЗНИ; ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ; ИЕРУСАЛИМ; КОСМОЛОГИЯ; НЕБЕСНОЕ ВОИНСТВО; ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА; ПОКЛОНЕНИЕ; САД; СВЯТОЕ МЕСТО; СЛАВА; ЦАРСТВО БОЖЬЕ/ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle