Венец
(Crown)
С венцом обычно связывается представление о почете или благословении тех, кто его носит, хотя иногда в нем подразумевается прямо противоположный смысл. Наиболее, пожалуй, ясное выражение этот образ находит в рассказах о возложении венца на головы израильских царей или правителей (4Цар.11:12; 1Пар.20:2; 2Пар.23:11; Есф.2:17; 8:15).
Завладение царским венцом посторонним человеком рассматривалось как узурпация царской власти. Во 2Цар.1:10 амаликитянин сообщил Давиду, что он убил Саула. В качестве доказательства он принес Давиду венец и запястье Саула. Давид отреагировал на это плачем по Саулу, так как убийство Божьего помазанника считал незаконным. В отличие от такого уважительного отношения к своему израильскому сопернику, во 2Цар.12:30 Давид взял венец побежденного царя Раввы, продемонстрировав тем самым переход царской власти к нему самому.
Образ венца символизирует также взаимоотношения Бога с царем. В конечном счете венец на голову царя возлагает Бог (Пс.20:4). Поэтому царский венец можно рассматривать как символ управления сферой, которая, по сути, является частью Божьего Царства. Неудовольствие Бога помазанным Им царем приводит к нарушению связи между Богом и царем: «Пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его» (Пс.88:40). В том же духе мудрость напоминает нам, что «богатство не на век, да и власть разве из рода в род?» (Притч.27:24). Сохранение венца, который Яхве возлагает на голову царя, зависит от верности царя завету.
Как в Ветхом, так и в Новом Завете венец часто служит символом Божьего благословения Своего народа. Иногда конкретная природа венца не раскрывается (напр., Притч.10:6: «Благословения на голове праведника»). В этом, правда, случае благословение может означать защиту от какой-то угрозы, поскольку во второй части стиха по отношению к беззаконным обещается применение «насилия». В других местах венцами и знаками Божьей милости называются «седина» (Притч.16:31) и «сыновья сыновей» (Притч.17:6). Мудрым обещан «великолепный венец» (Притч.4:9).
Дальнейшее развитие такой образ венца получает в трех местах Книги Исаии. В Ис.35:10 говорится, что голова искупленных будет увенчана «радостью вечной» (см. также Ис.51:11). Контекстом этого стиха служит возвращение пленных из Вавилона на Сион. Хотя и есть некоторые сомнения относительно конкретного эсхатологического и исторического характера этого отрывка, тем не менее под «радостью вечной», безусловно, подразумевается бесконечное, непрекращающееся состояние благословенности Божьего народа в свете его искупления. Следовательно, этот образ имеет прямую библейско-богословскую связь с вечной благословенностью христиан в свете более последовательно разработанного новозаветного учения о загробной жизни.
В Ис.28:5 образ венца используется в ином смысле. Здесь уже Сам Яхве становится «великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего» после наказания гордого Ефрема. В более широком плане смысл этой главы (Ис.28) сводится к противопоставлению праведного правления Иуды над своим народом в отличие от беззаконий Северного Царства. Венец – Сам Яхве, Его царственное присутствие, символ справедливого правления Иуды.
Еще один образ показан в Ис.62:3. Здесь «венцом славы в руке Господа» изображается Сион/Иерусалим. Пленные вернутся из Вавилона, и Иерусалим не будет больше оставленным. Он станет горящим светильником, маяком праведности для народов. Иерусалим – царское украшение Яхве. Этот царский город станет центром, из которого Яхве будет управлять народами. Тот же образ использован в Зах.9:16. Яхве явится, и Израиль получит избавление: «И спасет их Господь Бог их в тот день, как овец, народ Свой; ибо подобно камням в венце, они воссияют на земле Его».
В Новом Завете образ венца используется в трех различных смыслах. Во-первых, Павел называет церкви в Филиппах (Флп.4:1) и в Фессалонике (1Сол.2:19) своим венцом. Его труды по созданию там общин верующих служат для Павла источником надежды и радости. Это, если воспользоваться образом из Ис.62:3, царская диадема за его служение в качестве благовестника Христа. Во-вторых, венец – это награда тем, кто остается верным Евангелию. Павел ожидает «венца правды», который «в день оный» даст ему Христос, праведный Судья (2Тим.4:8). Любящие Бога и выдержавшие испытания получат «венец жизни» (Иак.1:12; Откр.2:10; 3:11). Верные пастыри получат «венец славы», когда явится Пастыреначальник (1Пет.5:4). Христиане, уподобляющиеся образу Христа, однажды разделят с Ним царское достоинство как Его сонаследники. Верующему вменяются блага, дарованные Христом, но чтобы верующий смог воспользоваться ими, безгрешный Христос стал грехом для нас, отложил Свой венец славы и принял терновый венец (Мф.27:29; Мк.15:17; Ин.19:2, 5; ср. Флп.2:6–8; Плч.5:16). Вознесенный же Христос несет новый венец, указывающий на Его власть и владычество над всем (Откр.6:2; 14:14).
См. также: БЛАГОСЛОВЕНИЕ, БЛАГОСЛОВЕННОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ; КРЕСТ И ВЕНЕЦ; НАГРАДА; СЛАВА; ЦАРЬ, ЦАРСТВОВАНИЕ, ЦАРСКОЕ ДОСТОИНСТВО.