Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Вениамин

(Benjamin)

Имя Вениамин означает «сын десницы моей». Это уже само по себе указывает на роль Вениамина в библейском рассказе: он был любимым сыном плодовитого патриарха Иакова, родившимся у него последним и от любимой жены Рахили (умершей при родах Вениамина).

Когда Иосиф, самый любимый сын Иакова, был продан в рабство и считался умершим, Вениамин стал как бы его заменой. Иаков сказал, что смерть Вениамина сведет «седину мою с печалию во гроб», то есть те же самые слова, что и об Иосифе (Быт.42:38). Вениамин отправился в Египет с караваном, как в свое время Иосиф (Быт.43:15), он встретил такой же благожелательный прием, как и Иосиф (Быт.43:34), и в конечном счете отношение братьев к Иосифу раскрылось в их отношении к Вениамину. В полном соответствии со своим положением двойника, Вениамин ведет себя совершенно пассивно, не говоря ни слова.

Будучи последним ребенком, Вениамин служит также олицетворением полноты семьи в Бытии. Но как только он родился и семья окончательно сформировалась, она сразу же начала распадаться со смертью его матери (Быт.35:16–20), за которой последовала продажа в рабство Иосифа. Но и здесь Вениамин стал олицетворением воссоединения семьи благодаря той роли, которую он сыграл в примирении Иосифа со своими братьями.

В Книге Судей роль колена Вениаминова показана совершенно иной по сравнению с пассивным и положительным поведением самого человека в Бытии. Потомки «сына десницы» (ср. Быт.35:18) стали активными и агрессивными воинами-левшами. Вениамин не выступает больше в качестве дублера Иосифа, теперь он противостоит Иуде. Первым судьей был Гофониил из колена Иуды (Суд.3:9–10). Однако вторым стал левша и обманщик Аод из колена Вениамина, о котором не сказано, что на нем был Дух Господень (Суд.3:12–30). Затем гостеприимство иудейского отца наложницы левита противопоставляется негостеприимному приему, оказанному в Гиве, городе колена Вениаминова (Суд.19:4–9; 15–21). Изнасилование наложницы левита сделало Вениаминов город еще одним Содомом (Суд.19:22–24), однако расчленение ее тела на двенадцать частей, дабы побудить колена к отмщению этого зверства, выглядит совершенно гротескным и двусмысленным деянием (Суд.19:29). Внешне народ стремился к объединению, но, по сути, он раскалывался. Противостояние стало еще более очевидным, когда колено Вениамина выступило на защиту Гивы, а Иудея возглавила поход против этого города (Суд.20:12–13, 18). Гива в конце концов была взята благодаря устроенной засаде, и в этом читатель видит напоминание об использовании такого же военного приема во время завоевания земли, то есть колено Вениамина стало показателем изменения поведения народа в худшую сторону (Суд.20:29–47; ср. Нав.8:4–25). К концу Книги Судей брат, когда-то воссоединивший семью, стал источником ее разложения.

В 1Царств зловещим предзнаменованием послужило избрание первым царем Саула из Гивы. Первоначальный акцент на принадлежность к «меньшему колену» как будто бы подразумевал преемственность с положительным «младшим братом» из Книги Бытие (1Цар.9:21). Однако когда Саул рассек на части пару волов, чтобы призвать народ на войну, читателю становится ясно, что он – не любимый брат из Бытия, а воинственный раскольник Вениамин из Книги Судей. Образ Вениамина как символа раскола в народе нашел свое продолжение в таких людях, как Савей и Семей (2Цар.16:5–7; 20:1). Вместе с тем, двусмысленность образа Вениамина показана в факте, что к Давиду, когда он скрывался от Саула, присоединились шестьсот вениамитян, которые, что характерно, могли бросать камни как правой, так и левой рукой (1Пар.12:1–2). Возможно, именно на это наследие ссылается Павел, когда гордо заявляет филиппийцам, что он из «колена Вениаминова, Еврей от Евреев» (Флп.3:5).

Во времена разделенного царства колено Вениамина часто ассоциировалось с Иудеей (см. напр., 3Цар.12:21). Но к тому времени оно уже раскололось, и сама территория, на которой воевали Иудея и Израиль (3Цар.15:16–22), примыкала на юге (по его правую руку) к Иерусалиму (изначально принадлежавшему Вениамину, ср. Суд.1:21) с храмом Яхве, а на севере (по его левую руку) к Вефили (тоже изначально принадлежавшей Вениамину, ср. Нав.18:22) со святилищем одному из золотых тельцов. Были ли вениамитяне правшами или левшами? В любом случае этот младший брат вновь раскрыл сердце остальных братьев, которое теперь раскололось в соответствии с кажущимися противоречивыми благословениями Иакова и Моисея (Быт.49:27; Втор.32:12).

См. также: ПРАВАЯ СТОРОНА, ПРАВАЯ РУКА, ДЕСНИЦА.

Библиография:

J.Ackerman, «Joseph, Judah, and Jacob» /Literary Interpretation of Biblical Narratives (Nashville: Abingdon, 1982) 2:85–113;

L.Klein, The Triumph of Irony in the Book of Judges (Sheffield: JSOT Press, 1988) 161–192;

D.Steinmetz, From Father to Son (Louisville, KY: Westminster John Knox, 1991) 120–127;

B. Webb, The Book of Judges (Sheffield: JSOT Press, 1987) 188–197.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle