Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Вера

(Faith)

Образы веры в Библии встречаются редко. Отчасти это объясняется тем, что вера играет роль проводника или орудия. Сама по себе вера – ничто, однако спасительная вера приводит к Иисусу Христу и ко всему, что Он предлагает (Ин.11:25–26; 14:1; Деян.16:31; 1Ин. 3:23). Человек оправдывается верой (Рим.3:28; Гал.2:16; 3:8, 24) и получает праведность во Христе чрез веру (Рим.3:22; Флп.3:9). Верующие также освящаются (Деян.15:9; 26:18) и усыновляются (Гал.3:26) верой. Еще одна причина, по которой образ веры в Библии используется редко, заключается в том, что проявлять веру могут только люди. В мире природы, из которого авторы черпали вдохновение для создания большинства библейских образов, нет ничего, что могло бы служить аналогом веры.

В Библии, быть может, мало образов веры, но вполне достаточно примеров упования и выражения доверия. Вера – это образ жизни праведного, «живущего верой» (Авв.2:4; Рим.1:17; 2Кор.5:7; Гал.2:20; 3:11). Квинтэссенция веры находит выражение в Аврааме (Гал.3:9). Доверие Божьему слову, повлекшее за собой (по большому счету) заключение завета (Быт.17), благовествование (Гал.3:8), понимание значения неба (Евр.11:10), рождение обещанного ребенка (Евр.11:11) и воскресение (Евр.11:19), Бог «вменил ему в праведность» (Быт.15:6; ср. Рим.4:3–12). Псалмопевец вновь и вновь заявляет, что он уповает «на Господа» (напр., Пс.30:7; 54:24), а не на своих коней и не на колесницы (Пс.19:8; ср. Ис.31:1), не на свой лук (Пс.43:7), не на свое богатство (Пс.48:7; ср. Иер.48:7), не на себя самого (Пс.48:14) и не на своих князей (Пс.117:9).

Автор Послания к евреям предлагает вниманию исчерпывающий список героев и героинь веры, но даже ему недостало времени, чтобы упомянуть обо всех (Евр.11:32). Жизнь этих мужчин и женщин показывает, что вера есть непоколебимая уверенность в том, что Бог совершит все обещанное, даже прежде того, как появятся видимые свидетельства содеянного Им. Иными словами, «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1; ср. Евр.11:13; 1Пет.1:8). Для Иоанна и Фомы увидеть значило уверовать (Ин.20:8, 27–28), но всем верующим после вознесения Иисуса Христа верить надо в то, что они не видят (Ин.20:29): «Ибо мы ходим верою, а не видением» (2Кор.5:7).

Возможности веры показывает жизнь верующих. В Ветхом Завете благодаря вере Авель принес жертву лучшую (Евр.11:4), Ной построил ковчег (Евр.11:7), Авраам следовал за Богом на жизненном пути (Евр.11:8), Моисей терпел страдания ради Христа (Евр.11:26), дети Израиля перешли через глубокие воды (Евр.11:29) и так далее. В Новом Завете вера позволила даже ученику ходить по воде (Мф.14:22–36). Поистине, «все возможно верующему» (Мк.9:23). Вера производит добрые дела (Иак.2:14–26; Флп.2:17; 1Сол.1:3).

Можно ли сказать, что вера была у любого библейского героя? Да, поскольку вера в Бога – отличительная черта христианина (Ин.6:29). Автор Послания к евреям заявляет, что «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6). Спасение благодаря упованию на Господа получила даже такая забытая фигура, как Авимелех (Иер.38:7–13; 39:15–18).

Вера иногда оценивается в количественных категориях. Иисус похвалил сотника за его большую веру (Лк.7:9; ср. Мф.15:28). С другой стороны, Он упрекал учеников за малую веру (Мф.6:30; 8:26; 14:31) или вообще за ее отсутствие (Мк.4:40). Иисус задавался вопросом, найдет ли Он веру, когда вернется на землю (Лк.18:8). Хотя вера может быть слабой (напр., Рим.14:1), всегда есть возможность для ее роста (Лк.17:5; 2Кор.10:15; 2Сол.1:3).

Вера – сильнодействующее лекарство даже в малых дозах. Это объясняется не силой веры самой по себе, а силой Бога, в Которого веруют. Иисус сказал ученикам, что, если у них будет вера с горчичное зерно, они смогут передвигать горы или, по крайней мере, смоковницы (Лк.17:6). По-истине, «ничего не будет невозможного» для ученика, имеющего веру с горчичное зерно (Мф.17:20), хотя оно самое маленькое из всех семян (Мк.4:31).

Чему подобна вера? Она как открытая дверь для общения с Богом (Деян.14:27). Она как щит, защищающий Божьих воинов, когда они подвергаются духовной атаке (Еф.6:16; ср. 1Сол. 5:8; 1Пет.1:5). За веру можно подвизаться (1Тим.6:12; Иуд.1:3), твердо держаться (1Тим.1:19 {«имея веру»}; Евр.4:14), и, самое главное, о ней можно свидетельствовать (Флм.1:6). Веру можно сравнить также с плывущим кораблем, коль скоро она может потерпеть кораблекрушение (1Тим.1:19). Но истинный верующий сохраняет веру (2Тим.4:7). «И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках...» (Евр.11:32).

См. также: АВРААМ; ГОРЧИЧНОЕ ЗЕРНО.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle