Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Верность, преданность

(Loyalty)

Слова «верность» и «преданность» указывают на определенные отношения. Можно быть верным идеалу, долгу или клятве и преданным человеку. Преданность означает неизменную приверженность к человеку в течение долгого периода времени, причем часто подразумевается, что приверженность сохраняется перед лицом трудностей, которые ей угрожают. Преданный друг не оставляет в беде, заслуживает доверия даже в неблагоприятных ситуациях и остается верным во всех своих делах. В Библии понятие верности и преданности распространяется за пределы человеческих отношений и охватывает отношение Бога к Своему народу, основывающееся на завете и выражающееся в неизменной любви, от которой не может быть отлучен ни один верующий (Рим.8:35–39). Следовательно, библейские образы верности и преданности подпадают под две категории – человеческую и божественную.

На человеческом уровне верность – одна из необходимых добродетелей, без которых взаимоотношения становятся ненадежными и общественная структура теряет устойчивость. Когда Авимелех захотел заключить соглашение с Авраамом, он призвал положить в основание договора идеальную форму выражения взаимной верности (Быт.21:23). Аналогичным образом поступили слуга Авраама, искавший жену для Исаака и призвавший семью Ревекки проявить верность (Быт.24:49), и Иаков, попросивший Иосифа похоронить его в Ханаане, а не в Египте (Быт.47:29). Во всех этих случаях верность данному слову рассматривается как высший апелляционный суд, побуждающий людей проявлять честность в личных делах (см. также 2Цар.2:5; 3:8; 10:2; 3Цар.2:7; 1Пар.19:2).

Преданность связывается, в первую очередь, с дружбой. Классический пример в Библии – дружба Давида и Ионафана (1Цар.20). В Притчах говорится о друге, который привязывается сильнее, чем брат (Притч.18:24), который хранит тайны (Притч.11:13), который критикует человека для его же собственного блага (Притч.27:6). Выражением идеала служит притча, что радость человеку доставляет «верность» (Притч.19:22 NRSV, {«благотворительность»}). В своих посланиях Павел обращается к «верному товарищу» (Флп.4:3 {«искренний сотрудник»}) и «истинному сыну в вере» (1Тим.1:2; Тит. 1:4). Величайшее извращение идеала совершил Иуда – само олицетворение неверного друга (Мк.14:44–45; Лк.22:47–48).

Символом верности служит Руфь, и в ее взаимоотношениях со свекровью можно видеть сочетание дружбы и родственных связей. Ее преданность нашла выражение в незабываемом заявлении: «Не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду» (Руф.1:16). Когда Вооз впервые проявил интерес к Руфи, он упомянул прежде всего о такой ее репутации: «Мне сказано все, что сделала ты для свекрови своей по смерти мужа твоего» (Руф.2:11).

Но все эти образы человеческой верности затмеваются картинами, в которых верность связывается с заветными отношениями Бога со Своим народом. Бог есть «Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его» (Втор.7:9; ср. Втор.7:12). В ответ Бог желает, чтобы люди отвечали взаимностью и были верными Ему (Втор.18:13; Дан.11:32), исходя из предпосылки, что «к верным Ты проявляешь верность» (Пс.17:26 NRSV, {«С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно»}). Самое позорное для заветного народа – быть неверным (Ос.4:1).

См. также: ДРУЖБА; ЗАВЕТ; СЕМЬЯ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle