Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Правая сторона, правая рука, десница

(Right, right hand)

Преимущественное положение правой руки служило на древнем Ближнем Востоке готовым основанием для метафор и определения географического направления. В географическом плане при обычной ориентации на восток, в сторону восходящего солнца, по правую руку располагался юг. В общественных отношениях клятвы и соглашения подтверждались поднятием правой руки (Быт.14:22; Иез.17:18; Дан.12:7), выражения единства скреплялись пожатием правой руки (Езд.10:19), давали и принимали правой рукой (Пс.25:10; Гал.2:9). Во всем этом выражаются образы, в которых подразумевается особое значение, твердая поддержка или полное и активное соучастие библейского персонажа. Особенно показателен пример посвящения Аарона и его сыновей в священнический сан. При описании этого события автор прилагает большие усилия для подготовки читателя к кульминационному моменту церемонии, символизирующему рукоположение. Кровь жертвенного овна наносится на край правого уха, большой палец правой руки и большой палец правой ноги новоиспеченных священников (Лев.8:23–24). Это действие служит напоминанием каждому из них о священном долге слушать слово Божье и исполнять его, совершать Его святые дела и ходить Его путями. Это же можно видеть в обрядовом очищении прокаженного (Лев.14:14–18, 25–29).

Правой рукой совершались патриархальные благословения (Быт.48:17–20), торжественные клятвы давались поднятой правой рукой (Ис.62:8; Откр.10:5–7), воскресший Христос держал семь звезд («ангелов» семи церквей) в Своей деснице, прежде чем положить ее на падшего ниц и охваченного благоговейным страхом Иоанна, чтобы успокоить его (Откр.1:16–17).

Образ десницы используется как синекдоха личности и дел Бога. Десница Божья «полна правды» (Пс.47:11) и мощной силы (Пс.79:16–17; 88:14). Своей десницей Он освободил Израиль из Египта (обратите внимание на Исх.15:6, 12, где десница служит важным образом избавления) и привел его в обетованную землю (Пс.43:2–4). Бог есть Бог спасения (Пс.2:6; 97:1), Который судит Своих врагов (Авв.2:16) и избавляет уповающих на Него верующих от их врагов (Пс.16:7). Поэтому верующие видят в Боге источник вездесущей помощи и силы (Пс.138:10; Ис.41:10), ибо в Нем они могут найти безопасное положение (Пс.9:10), защиту (Пс.120:5; 137:7), поддержку (Пс.17:36; 62:9; 72:23) и радостную победу (Пс.17:16–17) и обрести надежду на вечное блаженство (Пс.15:11).

Сидеть по правую руку значит занимать особенно почетное место (3Цар.2:19; Пс.44:10). Поэтому полное отождествление воскресшего Христа с честью и славой Бога подчеркивается в образе Его расположения одесную Бога (Деян.2:33–34; Евр.1:3). Оттуда Он вернется судить мир, поставив благословенных верующих по правую сторону, а нечестивых по левую (Мф.25:31–46).

В этом последнем отрывке (Мф.25:31–46) выражается распространенный мотив правой/левой руки, в котором подчеркивается полнота или завершенность, при этом особое внимание часто уделяется на поставленной цели. Жители Ниневии не могли «отличить правой руки от левой», то есть были полностью невежественными в духовном отношении (Иона 4:11), а благочестивая мудрость предлагает долгоденствие в правой руке и богатство и славу в левой (Притч.3:16). Мудрый выбирает прямой и правый путь (Быт.24:49; Ек.10:2) и тем самым избегает таких духовных опасностей, как идолопоклонство (Втор.28:14; Нав.23:6–8) и беззаконие (Втор.17:8–12). Превыше всего благочестивые люди и особенно духовные лидеры должны руководствоваться в жизни Божьим словом, не уклоняясь ни направо, ни налево, чтобы быть успешными в ней (Втор.5:32; 17:18–20; Нав.1:6–9).

См. также: ЛЕВАЯ СТОРОНА, ЛЕВША; РУКА; ЮГ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle