Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Юг

(South)

К сожалению, в современных переводах не проводится различие между совершенно разными еврейскими словами, обозначающими «юг», в которых выражаются разные представления об этом направлении. Слова teman или yamin («правая рука», «юг») связаны с пространственной ориентацией человека, стоящего лицом к восходящему солнцу в любом месте на земле, когда по его правую руку находится юг, и такой метод ориентирования был принят не только в Израиле, но и в других культурах древнего Ближнего Востока (название современного государства Йемен, расположенного у южной оконечности Саудовской Аравии, означает «юг» или «правая рука»). Положительное и благоприятное значение, ассоциирующееся с правой рукой, может вызывать аналогичное отношение к упоминаниям о юге: «Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой» (Песн.4:16).

С другой стороны, слово negeb относится к местному ориентированию, ограниченному только территорией древнего Израиля, и означает большую пустыню на юге от плодородных холмов и долин Иудеи. С этой ограниченной точки зрения юг символизирует враждебный для жизни регион – это земля «угнетения и тесноты, откуда выходят львицы и львы, аспиды и летучие змеи» (Ис.30:6). От этой враждебной атмосферы невозможно избавиться, и она распространяется на зеленые районы севера: «Как бури на юге носятся, идет он от пустыни, из земли страшной» (Ис.21:1). Как холод приходит с севера, так «от юга приходит буря» (Иов.37:9) и горячий воздух: «И когда дует южный ветер, говорите: “зной будет”; и бывает» (Лк.12:55; ср. Иов.37:17).

С образом Божьей обители на юге (teman), на горе, которая выступает под разными названиями (Синай, Хорив, Фаран, Сеир), связываются как благотворные, так и враждебные аспекты юга. Из этой южной обители Бог совершает правосудие, во-первых, благосклонно приходя на помощь нуждающимся и, во-вторых, наводя погибель на тех, кто притесняют беспомощных (Втор.33:2; Суд.5:4–5; Авв. 3:3–6). Выразительность усиливается образом жарких и яростных ветров, когда Бог шествует «в бурях полуденных» (Зах.9:14), в результате чего «нагревается твоя одежда, когда Он успокаивает землю от юга» (Иов.37:17).

Еще одним образом, связанным с югом, может быть мудрость. Мудрость была отличительной чертой богов древнего Ближнего Востока, поэтому ассоциативная связь юга с мудростью, возможно, объясняется представлением о юге как одной из обителей Бога. О городе в Едоме под названием Феман («юг», «правая рука») говорится как о месте мудрости и разумного совета (Иер.49:7). Выходцем из этого города был один из друзей Иова, Елифаз Феманитянин – советчик, наилучшим образом олицетворявший традиционную мудрость в попытках решить дилемму Иова (Иов.2:11; 4:1). Позднее раввинское предание гласило, что «кто хочет стать мудрым [в молитве], пусть повернется к югу» (b. Baba Batra 25b). Не ясно, помещался ли светильник в южной стороне скинии в результате полученного таким образом озарения с юга, но, во всяком случае, это согласуется с таким пониманием (Исх.26:35; 40:24).

См. также: ВОСТОК; ЗАПАД; ПРАВАЯ СТОРОНА, ПРАВАЯ РУКА, ДЕСНИЦА; СЕВЕР.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle