Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Север

(North)

В средиземноморских широтах северные околополярные звезды никогда не заходят и всегда остаются на небе, в отличие от звезд, которые восходят по ночам и вскоре заходят на западе. Именно эти далекие северные звезды, выразительно называвшиеся древними египтянами «немеркнущими», потому что они никогда не заходят, были на древнем Ближнем Востоке образом бессмертия и вечности.

Таким образом, вполне объяснимо, что север стал библейским местом расположения вечной Божьей святой горы, известной под разными названиями (гора Цафон, «север»; гора Сион). Это небесная обитель, которую не следует путать с земным жилищем, ибо Бог «распростер север над пустотою» (Иов.26:7). Оттуда Бог управляет вселенной, повелевая небесному воинству «взойти... выше звезд Божиих... на гору... на краю севера» (Ис.14:13). Физическое расположение Иерусалима, где Соломон построил земной дом Божий, было несущественным по сравнению с его метафизическим значением аналога северной небесной обители: «...на святой горе Его. Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя» (Пс.47:2–3).

Божья слава {«светлая погода»} исходит от севера (Иов.37:22), но с этой же стороны Бог может давать выход Своему гневу, если Он недоволен поведением людей. Именно с севера шел бурный ветер, раскрывший Иезекиилю Бога и Его послание осуждения (Иез.1:4), – образ, связанный с метеорологическими условиями Леванта, где северный ветер приносит дождь и холод (Притч.25:23; Иов.37:9; см. ПОГОДА). «Бедствие с севера» становится лейтмотивом пророков, особенно Иеремии (Иер.1:13–15; 4:6; 6:1; 10:22; 25:9), который подчеркивает, что армии вторжения – это орудия Божьего дисциплинарного воздействия. Этот образ подкрепляется географической реальностью: захватчики (за исключением Египта на юге) обычно приходили с севера, а Израиль был коридором, окаймленным морем на западе и пустыней на востоке. Но решающее значение имела метафизическая сторона Божьего пребывания на севере, так как лейтмотив распространяется и на языческие народы, которых эта географическая реальность не касалась (Иер.46:20, 24; 47:2; 50:3, 9, 41–43; 51:48; Иез.26:7).

С исходящей от Бога пагубой с севера на нечестивое человечество связан еще один мотив северного разрушителя, который заходит слишком далеко, вынуждая Бога «пришедшего с севера удалять от вас» (Иоил.2:20). Бог может использовать силы севера для наказания, но эти силы демонстрируют самодовольную спесь, поэтому должны, в свою очередь, уничтожаться: Бог «прострет руку Свою на север – и уничтожит Ассура» (Соф.2:13; ср. Иез.39:2–4; Ис.10:5–16). Наибольшей выразительной силы этот мотив достигает в Апокалиптических фигурах Гога, пришедшего с севера (Иез.38:6, 15; 39:2), и презренного царя севера в Дан.11:21–45. Мудрый убежит из северных стран до наступления суда над ними (Зах.2:6).

В зловещем образе, связанном с севером, может отражаться древняя ориентировка, подразумеваемая в Библии, по которой когда человек смотрит на восток, север оказывается слева от него (Быт.14:15; Нав.19:27; Иез.16:46). В семитской и средиземноморской культурах левая сторона символизировала направление, предвещающее катастрофы и бедствия.

См. также: ВОСТОК; ЗАПАД; ЛЕВАЯ СТОРОНА, ЛЕВША; СИОН; ЮГ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle