Левая сторона, левша
(Left, left-handed)
Во многих языках понятия, связанные с левой стороной и левой рукой, играют отчетливо выраженную отрицательную роль. Английское слово sinister («зловещий») происходит от латинского термина, означающего «на левой стороне». Вместе с тем, «левый» и «правый» могут быть вполне нейтральными определениями. В Библии мы видим как нейтральное, так и отрицательное значение.
При указании направления левая сторона означала север, поскольку север находится слева от востока (Быт.14:15; Нав.19:27). Авраам предоставил Лоту право выбора – пойти направо или налево, – не отдавая предпочтения тому или другому направлению (Быт.13:9). В большинстве случаев имеется в виду не ценность или предпочтительность, а просто конкретное определение (напр., Лев.14:15, 26; Суд.3:21; 16:29; 1Пар.6:39, 44; 12:2; Неем.8:4; Иов.23:9; Дан.12:7; Мк.10:37; Лк.23:33). Человек должен ходить прямо, не уклоняясь ни направо, ни налево (Втор.5:32). «Долгоденствие в правой руке ее, а в левой у нее богатство и слава» (Притч.3:16; ср. Песн.2:6; 8:3). Павел пишет об оружии правды для защиты своего служения в правой и левой руке (2Кор.6:7).
Но в нескольких случаях в образе левой стороны подразумевается явно негативный смысл. Когда Иаков простер руки для благословения Ефрема и Манассии, он умышленно скрестил руки, положив левую на голову Манассии, то есть первенца (Быт.48:13–14). Иосиф выразил недовольство, поскольку благословить старшего надо было возложением правой руки. В одном из ясных заявлений показано, что мудрость склоняется к правой стороне, а глупость (см. ГЛУПОСТЬ, БЕЗРАССУДСТВО) к левой (Ек.10:2). Отрицательный смысл левой стороны явствует также из нарисованной Иисусом сцены суда, когда Царь отделяет овец от козлов: козлы, которым уготован вечный огонь, поставлены по левую сторону (Мф.25:33, 41–46). Вывод о предпочтении Иисусом правой руки как той, которой привычнее подавать милостыню, можно сделать и из Его слов ученикам: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6:3), – хотя в этом, возможно, выражается мысль о равноценности.
Наконец, есть упоминания о военном значении левой руки. Среди войска колена Вениамина был отряд из семисот «отборных» воинов, о которых особо отмечено, что они «были левши, и все сии, бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо» (Суд.20:16). В более поздней истории Израиля читаем о лучниках, одинаково свободно владевших обеими руками, «правою и левою рукою бросавших каменья и стрелявших стрелами из лука» (1Пар.12:2). Владение левой рукой сыграло также важную роль в убийстве Аодом Еглона (Суд.3:15–23). Комментаторы расходятся во мнении, означает ли использование Аодом левой руки дополнительную трудность, которую он преодолел, или свидетельство его принадлежности к специально обученной группе воинов, или просто генетическую особенность. Как бы то ни было, благодаря этому Аод смог разместить самодельный меч с неожиданной правой стороны, обмануть бдительность Еглона и совершить дерзкое убийство.
См. также: ПРАВАЯ СТОРОНА, ПРАВАЯ РУКА, ДЕСНИЦА; СЕВЕР.