Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Глупость, безрассудство

(Folly)

Глупость в Библии противопоставляется мудрости, а глупец – мудрецу. Современная культура не дает яркого представления о сущности глупости, но в глазах древних она была живой реальностью, не только имеющей совершенно ясный смысл, но и связанной с определенными образами. Классический текст – Книга Притчей, которую дополняют несколько стихов Екклесиаста. В глупости находит выражение одна из частей двойного образа, в котором прямой ее противоположностью выступает мудрость.

Глупцы и глупость как отрицательные образы. В Книге Притчей нарисован разносторонний портрет архетипичного глупца. Глупцы обычно бывают гневными, самонадеянными и эгоистичными. Они легко раздражаются (Притч.14:17, 29; 29:11). Они как будто бы получают удовольствие от ссор и драк (Притч.20:3). Они полагаются на собственный запас знаний и отказываются слушать советы кого бы то ни было (Притч.12:15; 28:26). Глупцы выглядят «мудрецами в глазах своих» (Притч.26:5) и отвергают даже наставления родителей, считая ниже своего достоинства прислушиваться к ним (Притч.15:5). Глупцы не в состоянии контролировать свои эмоции и действия (Притч.12:23); им недостает сдержанности во многих сторонах жизни, но особенно это относится к несдержанности на язык (Притч.10:14; 17:28; 18:13).

С глупцом и глупостью связываются и другие образы. В Притч.14:24 говорится, что «глупость невежд глупость и есть». Кроме того, глупец слеп. «У мудрого глаза его – в голове его», что позволяет ему здраво мыслить и легко преодолевать жизненные препятствия. Глупый же живет во тьме, сталкиваясь со всякого рода проблемами и трудностями (Ек.2:12–17; Иер.5:21). Наиболее часто повторяющийся образ, связанный с глупостью, выражается в мысли о ее саморазрушительном характере: она вводит глупца в «заблуждение» (Притч.14:8), ученость глупых – сама по себе глупость (Притч.16:22), она «разрушает» дом (Притч.14:1), она «извращает путь» (Притч.19:3) и обладает такой силой, что даже «небольшая глупость» перевешивает всю «мудрость и честь» человека (Ек.10:1).

Но самый, пожалуй, развернутый библейский образ глупости и глупца мы видим в Притч.9, где олицетворением глупости служит безрассудная женщина, приглашающая мужчин разделить с ней трапезу. Она искушает их «водами крадеными» и «утаенным хлебом» (с сексуальным, по-видимому, подтекстом), но как только эти простаки входят к ней в дом, она убивает их (Притч.9:13–18; см. ОБОЛЬЩЕНИЕ, СОБЛАЗН, ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ). Безрассудности в этой главе противопоставляется Премудрость.

При изображении дел глупца в Библии используется целый ряд выразительных и даже юмористических образов. Разговор глупцов напоминает удары бича по их собственным спинам (Притч.14:3). При передаче словесного поручения через глупца вполне можно подрезать себе ноги (Притч.26:6). Глупый повторяет свою глупость подобно псу, возвращающемуся на свою блевотину (Притч.26:11). Глупец настолько привязан к своей глупости, что его можно толочь в ступе, но он все равно не откажется от нее (Притч.27:22).

В другой группе образов демонстрируется склонность глупости к самовыражению. «Сердце глупых высказывает глупость» (Притч.12:23), «глупый выставляет на показ глупость» (Притч.13:16), «невежды получают в удел себе глупость» (Притч.14:18), а безрассудная женщина «шумлива» (Притч.9:13). Есть также образы, в которых показывается, до какой степени глупость завладевает жизнью глупца: лучше встретить медведицу, нежели глупца с его глупостью (Притч.17:12), и глупость привязывается к сердцу юноши настолько, что удалить ее может только «исправительная розга» (Притч.22:15). Глупость может стать ненасытной потребностью, ею питаются «уста глупых» (Притч.15:14) и ее они, сами того не сознавая, «изрыгают» (Притч.15:2).

Безрассудного глупца, не слушающего Его мудрые слова, Иисус сравнивал с человеком, который строит дом не на камне, а на песке (Мф.7:24–27). В другой притче Иисус изобразил тех, кто не ожидает Его возвращения, в виде неразумных дев, не взявших достаточно масла для своих светильников, чтобы встретить жениха (Мф.25:1–13). А в притче Иисуса о безрассудном земледельце, полагавшемся на свое богатство (Лк.12:13–21), Бог назвал поглощенного земными интересами человека «безумным».

В этой развернутой картине глупости показаны также ее глубинные причины. Богословская причина заключается в том, что «сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”» (Пс.13:1). Это подтверждается и противоположного рода примером, что «начало мудрости – страх Господень» (Притч.1:7; см. СТРАХ БОЖИЙ ). Вторичными причинами саморазрушительного поведения являются отсутствие наставления (Притч.5:23) и неоправданная уверенность в собственной мудрости (Притч.3:7; 16:2; 30:12).

Мудрые глупцы. Хотя в Библии и не придается особенно большого значения архетипичному литературному образу мудрого глупца, в Новом Завете этот мотив присутствует. Ключевой отрывок – 1Кор.1:18–31, где Павел пишет, что «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых», а само Евангелие символизирует «немудрое Божие», которое «премудрее человеков».

См. также: КНИГА ЕККЛЕСИАСТА; КНИГА ПРИТЧЕЙ; МУДРОСТЬ; ПРОСТОФИЛЯ; СТРАХ БОЖИЙ ; УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle