Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Учитель, учение

(Teacher, teaching)

События, действия и образы, связанные с обучением в наше время, не присутствовали в системе образования библейского мира. Классов профессиональных преподавателей, обученных педагогике специально, в Библии нет. Образование в древнем Израиле было ближе к тому, что мы назвали бы произвольным культурным или неформальным обучением. Есть намеки на наличие школы при центральном святилище и на грамотность населения, что предполагает наличие произвольного обучения, но библейские образы образования и обучения обычно не ориентированы на школьную деятельность. В этой статье мы попытались перечислить основные особенности учителей, учения и учености в Библии.

Бог как Учитель. Бог – великий Учитель Библии. Все течение библейской истории может рассматриваться как Божье наставление. Он давал наставления и предметные уроки в Едеме, Он дал Израилю закон на горе Синай, что можно считать архетипическим событием обучения. Его риторические вопросы предполагают очевидный ответ: «Кто вразумляет Его?» (Ис.40:14). «Бога ли учить мудрости?» (Иов.21:22). Люди-учителя могут чему-то научиться у своих учеников, но обучение у Бога идет в одностороннем порядке.

Возможно, недостаточно сказать, что Бог «научает нас более, нежели скотов земных» (Иов.35:11), но логично было бы предположить, что Бог Творец участвует в масштабной программе обучения, в которую включено не только человечество. Как отец, Бог «приучал Ефрема ходить» (Ос.11:3). Как воин, Он «научает» руки для битвы (2Цар.22:35; Пс.17:35; 143:1). Для Израиля же Божье обучение символизируется Его законом, Торой. Уроки божественного Учителя ценятся среди Его учеников: «Блажен человек, которого... наставляешь законом Твоим» (Пс.93:10, 12). Автор псалма может признаться: «Боже! Ты наставлял меня от юности моей» (Пс.70:17). Эти наставления, воплощенные в постановлениях, предписаниях и заповедях и сохраненные в книге закона, ученики восхваляют от души: они «совершенны... верны... праведны... светлы... чисты... истина, все праведны... вожделеннее золота... слаще меда и капель сота» (Пс.18:8–11). Таким сокровищем надо делиться, и в видении Исаии о «последних временах» количество Божьих учеников Торы умножится безгранично, когда народы потекут в Сион и будут проситься в школу Божественного Учителя, говоря: «Научит Он нас Своим путям» (Ис.2:3; Мих.4:2).

В этой божественной школе наиболее пригоден для обучения Божьим путям не самый способный, но самый кроткий ученик (Пс.24:9). Это те, кто подчиняется Божьим наставлениям с мольбой: «Научи меня исполнять волю Твою» (Пс.142:10), «научи меня стезям Твоим» (Пс.24:4–5; 26:11; 85:11). Елифаз, считая, что обнаружил решение проблемы Иова, подчеркивает эту идею, когда советует Иову подчиниться Божественному Учителю, «принять из уст Его закон, и положить слова Его в сердце свое» (Иов.22:22).

Авторы Нового Завета могут взглянуть назад на полную еврейскую Библию и воспринять ее как Слово Божье, Божьи наставления, «богодухновенное» Писание (2Тим.3:16). Прежние уроки божественного учителя изложены в тексте Закона, Пророков и Писаний. Как говорит Павел: «Все это... описано в наставление нам» (1Кор.10:11). Но авторы Нового Завета знали и о другом жизненно важном и динамическом источнике продолжающегося божественного наставления, наставлении Духа. Даже превосходя Божью заботу об Израиле в пустыне, когда Бог послал Своего «Духа... благого, чтобы наставлять их» (Неем.9:20), Иисус сообщает ученикам, что «Дух Святой... научит вас всему» (Ин.14:26; ср. Ин.6:45; 1Ин. 2:27). Павел одним словом описывает это явление: верующие «научены Богом» (theodidaktos) любить друг друга (1Фес.4:9).

В Притчах Божьи наставления воплощены в персонифицированном образе Мудрости. Она призывает мужчин и женщин прислушаться к своим словам: «Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (Притч.8:10–11). Мудрость – посланница Бога, которую Господь «имел... началом пути Своего» (Притч.8:22); она была «при Нем художницею» (Притч.8:30), когда Он создавал мир. Эта мудрость, сотворившая мир во всем его великолепии, теперь оказывается учительницей и велит: «Послушайте наставления, и будьте мудры, и не отступайте от него» (Притч.8:33).

Голос Мудрости указывает на Бога как источник мудрости, так что мудрость обретается в «страхе Господнем» (Иов.28:20–28; Притч.1:7; 9:10). Одного лишь человеческого понимания, хоть оно и дано Богом, недостаточно для мудрости: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Притч.3:5). Попытка получить знание без уважения к Богу – в лучшем случае неосторожный и неправильный поступок, если же настаивать на этом, она становится серьезной ошибкой и причиняет вред. Однако мудрость предполагает понимание («разум для имеющих его – источник жизни», Притч.16:22), и эмоциональное состояние человека («больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни», Притч.4:23). Мудрость, а с ней и подлинное учение, затрагивает как ум, так и сердце.

Иисус как Учитель. Иисус – высшее проявление божественного Учителя, сострадательного и здравого, могущественного и дающего авторитетные наставления. В отличие от раввинов, которые учили в определенных местах, Иисус, как мы видим, учил в храме (напр., Мф.21:23; 26:55; Ин.7:14; 8:2, 20), в городах и селах (Мф.9:35; 11:1; Мк.6:6; Лк.13:22), в синагогах (Мф.4:23; 9:35; 13:54; Мк.1:21; 6:2; Лк.4:15–16, 31–33; 6:6; 13:10), в домах (Мк.2:1–2, дом в Капернауме мог быть центром обучения), путешествуя (Мк.10:32–34) и даже с борта лодки, стоящей на якоре (Мк.4:1; Лк.5:3). Образ Иисуса как Учителя представляет Его готовым учить в любой ситуации и чувствовать Себя как дома и под открытым небом, и под крышей дома или синагоги. В то время как раввины обучали исключительно своих избранных учеников, Иисус учил толпы (Мк.2:13; 3:7–8; 6:34; 10:1), хотя прежде всего Его учение было обращено к кругу Его учеников (mathetai; Мф.10; Мк.4:10; 8:27–32; Ин.13–17). Возможно, лучший образ ученика Иисуса – Мария из Вифании, «которая села у ног Иисуса и слушала слово Его» (Лк.10:39; ср. Деян.22:3). Иисус говорит, что, в отличие от ее сестры Марфы, которая «заботилась и суетилась о многом» (прислуживая своим гостям!), «Мария... избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк.10:41).

Учение Иисуса ориентировано на нужды и вопросы Его аудитории, Он эффективно разрешает жизненные проблемы, которые возникают перед людьми. Он серьезно относится к словам о том, что «посланник представляет собой послание», и учит таким образом, чтобы подкреплять Свою Благую Весть. Он активно пользуется параллелизмом (возможно, на Его родном арамейском языке – и рифмами), а также такими риторическими приемами, как парадокс, гипербола, загадка, противопоставление, ирония и эмфаза, – без сомнения, для того, чтобы учение легко запоминалось. Его искусно составленные притчи показывают, что Он способен обратить знакомую и распространенную тему в актуальное и провокационное средство обучения. Царство Божье подобно горчичному зерну, рыболовной сети, драгоценной жемчужине или поиску женщиной потерянной монеты. Его остроумные и резкие высказывания, как и притчи, заставляют задуматься и остаются в памяти.

Символические действия Иисуса, такие как «очищение» храма (Мк.11:15–17) и проклятие смоковницы (Мк.11:12–14, 20–26), указывают на природу Его миссии. Он также пользуется толкованием чудес (Мк.2) как возможностью обучения. Учение Иисуса четко определено благодаря соответствию слов и действий – например, предложение прощения сопровождается Его совместными трапезами с грешниками и мытарями.

Наконец, служение Иисуса показывает, что характер и образ жизни учителя не менее важны, чем творческие способности и навыки использования эффективных методов обучения. Те, кто встречался с Ним, легко признавали Его авторитет как учителя (Мк.1:21–22), и во всех четырех евангелиях к Нему обращаются как к «Учителю» (напр., Мф.19:16; Мк.4:38; Лк.9:33; Ин.1:38).

Левиты и пророки. Среди учителей Ветхого Завета присутствуют левиты, наставники Израиля. Помимо того что они помогали выполнять обязанности священников в храме, в их обязанности входила помощь в обучении закону, сохранении этих знаний и поддержании центрального места закона в Израиле. Благословение Моисея, обращенное к Левию, говорит о положении левитов как учителей Израиля: «Учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, полагают курение пред лицо Твое и всесожжения на жертвенник Твой» (Втор.33:10). Иногда левиты, по-видимому, выполняли функции странствующих учителей (2Пар.17:7–9). Образ левитов как учителей присутствует в описании правления Иосии: они называются «наставниками всех Израильтян» (2Пар.35:3). Роль левитов как учителей, без сомнения, продолжалась во время возрождения, последовавшего за изгнанием, когда левиты, как описывается, «поясняли народу закон» (Неем.8:7). Учительская функция левитов видна из двух пророческих осуждений их за пренебрежение обязанностями, наиболее горьким выглядит упрек Михея: «Главы его судят за подарки и священники его учат за плату и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: “не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!”» (Мих.3:11). В увещевании, обращенном к священникам и левитам, Малахия советует левитам следовать примеру Левия и учить закону беспристрастно, так, чтобы вести народ к истине (Мал.2:1–9).

Представляется, что обучение в классах – не главный образ, связанный с обучением в Писании, но есть упоминания и о нем. Возможно, Исаия имеет в виду такое обучение, когда пишет: «Заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного» (Ис.28:10). В период монархии существовали институты, называемые «школами пророков» (4Цар.2:15; 4:1; 4:38; 5:22; 6:1; 9:1 {«сыны пророков»}). Отношения в них немного напоминали отношения между Иисусом и Его учениками.

Подражание. В Новом Завете одним из ключевых понятий духовного формирования является подражание. Это соответствует распространенной эллинистической традиции считать личный пример и модель поведения важными средствами морального наставления. Подражание происходит естественным, произвольным образом, без усилий, следовательно, важен характер учителей (Лк.6:39–40). Но подражание – это также нечто, что может поощряться сознательно. Подражание Христу основано на призыве Иисуса: «Следуйте за Мной». По-видимому, Павел говорит об аналогичном подражании Христу в Флп. 2:5–11, где акцент ставится на самоотречении и служении вечно существовавшего Христа, ставшего Человеком, принявшего смерть на кресте и потом возвышенного Богом. В 1Пет.2:21 Христос представлен как пример для тех рабов, которые страдают от дурного обращения хозяев. Павел наставляет читателей: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор.11:1; ср. 1Кор.4:16; Флп. 3:17; 1Фес. 1:6). В Ефесянам мы даже обнаруживаем призыв «подражать Богу» (Еф.5:1). А в Евреям благочестивые персонажи прошлого Израиля, такие как Авраам (Евр.6:13–15), названы примерами для подражания для тех, кто в вере «наследует обетования» (Евр.6:12).

Святилище и дом. Поклонение в скинии показывает Израилю, что Бог свят, но милостив, что к Нему можно приближаться только с почтением и ценным пожертвованием (напр., Исх.29; Евр.9:20–28; 10:19–22). Понятно, что слова, произносимые при поклонении, назидательны, но большое значение имеет также расположение святилища, его убранство и символика (см. СВЯТОЕ МЕСТО). Праздники представляют собой одну из наиболее непосредственных форм обучения в древнем Израиле. В пасхальной церемонии центральное значение обучения видно из знаменитого вопроса ребенка, открывающего праздник: «Что эта церемония значит для тебя?» (Исх.12:26 NIV). Потом родители объясняют ему, что символизирует пасха. Чтение Писания, обучение, пиры и обряды иудейских праздников придают им явное назидательное значение. Обычно они напоминают об эпохальных событиях прошлого Израиля.

Если в современном мире предполагается, что обучение, как правило, должно проходить в школе, то в мире древнего Израиля обучение, как правило, происходило дома. Во Втор.6:20–25 сказано, что родители должны быть готовы ответить на вопросы детей о значении и происхождении закона. В еще более красочном отрывке (Втор.6:6–9) родителям велено повторять заповеди неоднократно в течение дня: «И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор.6:7). Конечно, это идеал. У Иеремии в трагических и выразительных тонах описана семья, поддерживающая идолопоклонство и передающая его следующему поколению: «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияние иным богам, чтобы огорчать Меня» (Иер.7:18).

Ответственность за передачу веры от одного поколения к следующему очевидна в Новом Завете. Родители играют в этом основную роль: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4). Другие члены христианской общины тоже участвуют в процессе обучения. Иисус поручил всем Своим ученикам идти, крестить и обучать (Мф.28:19–20). Наставления Павла Тимофею соответствуют этому: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2); а также: «Пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания» (2Тим.3:14–15).

Разные образы обучения. В традиционных обществах, подобных описанному в Библии, основная задача обучения – передать наставления следующему поколению. Поэтому мы обнаруживаем, что об обучении говорится как о «принятии» и «передаче» священного знания (1Кор.11:2, 23; 15:3; 2Фес. 2:15; 3:16; Пс.78:13; 144:4). Другой результат обучения – заставить людей помнить. Классический пример этого – наставления Моисея во Второзаконии, где он велит израильтянам помнить, как они заставили Бога гневаться своей Непокорностью (Втор.9:7). Они должны также помнить, что обладают землей обетованной благодаря Богу, а не собственным заслугам (Втор.9:4).

В Библии упоминается много разных способов и видов обучения. Ездра, священник и книжник, публично учил народ закону и толковал его (Езд.7:6, 10). Мы получаем кое-какие сведения об обучении в семье (Втор.6:4, 7) и о левитах, несших служение странствующих наставников (2Пар.17:7–9). Исаия наставляет, драматически разыгрывая свое послание, ходит нагим и босым (Ис.20); Иеремия разбивает сосуд горшечника на черепки (Иер.19); Ахия рвет свою одежду на двенадцать частей и дает десять из них Иеровоаму (3Цар.11:29–31). В молодости Самуил обучался при центральном святилище (1Цар.1:24–28). В совсем ином контексте Павел обучает Тимофея (Деян.16; 2Тим.1). Фактически, сама форма посланий к Тимофею и Титу связана с обучением – призывом подражать Павлу.

В посланиях Павла мы находим отдельные уникальные образы, связанные с обучением; в том числе, образ учителя или наставника, упоминаемый в Гал.3:24–25 и 1Кор.4:15. Метафора основана на образе греческого или римского педагога, доверенного слуги-мужчины, обычно раба, который надзирал за обучением детей и оберегал их по пути в школу и из школы. Павел использует эту метафору, говоря о роли закона – закон был наставником, приведшим Израиль к вере. Во 2Тим.2 присутствует целый ряд метафор, относящихся к христианскому служению в целом. Здесь мы встречаем образы решительного воина (2Тим.2:4); спортсмена, который принимает участие в соревнованиях (2Тим.2:5); трудолюбивого земледельца (2Тим.2:6); работника, который не должен стыдиться (2Тим.2:15); лжеучения, которое распространяется, как рак (2Тим.2:17); очищенного сосуда, пригодного для использования (2Тим.2:21). Но самое главное, в 1 Коринфянам Павел утверждает, что учение – дар Святого Духа, данный Богом для формирования церкви (1Кор.12:28; ср. Еф.4:1; 1Тим.5:17).

См. также: ЗАКОН; МУДРОСТЬ; ПРИТЧА, ИНОСКАЗАНИЕ; СТРАХ БОЖИЙ ; УЧЕНИК, УЧЕНИЧЕСТВО.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle