Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Ученик, ученичество

(Disciple, discipleship)

Как и в случае с мастером и подмастерьем, но только в религиозном контексте, взаимоотношения между учителем и учеником представляют собой общественно признанный институт почти договорного характера, главной целью которого является обучение. Хотя само это слово в Ветхом Завете почти не встречается, понятие как таковое подразумевается, например, в случае обучении в сообществах, или школах, пророков. Примерами могут служить подготовка Самуила с самого раннего детства Илием или действия Гиезия по поручению Елисея (1Цар.2:11; 4Цар.2:3; 4:12, 29). Исаия искал надежных помощников, которые позаботятся о его писаниях и их передаче, а секретарь Иеремии Барух получил слово от Господа подобно тому, как его получал учитель (Ис.8:16; Иер.45). Ранее Моисея сменил Иисус Навин, служивший ему с молодости (Чис.11:28).

Ученичество в Новом Завете. В евангелиях говорится, что у Иоанна Крестителя были ученики и некоторые из них перешли к Иисусу, когда Он начал Свое служение (Ин.1:35 и далее). В жизни и учении Иисуса ученичество становится важнейшим вопросом. В Деяниях Лука по привычке называет верующих mathetes, но в посланиях это название нигде не встречается и предпочитаются такие слова, как «братья», «церковь», «верующие» и «святые».

В евангелиях учениками называются прежде всего двенадцать все вместе и по отдельности, однако понятие «ученики» использовалось и в более широком смысле. Лука пишет, что на проповеди Иисуса после схождения с горы присутствовало «множество учеников» и много других людей (Лк.6:17). Лука пишет также, что число верующих в Иерусалиме до Пятидесятницы составляло примерно 120 человек (Деян.1:16), а в Лк.8:2 он упоминает среди них и женщин.

Понятие «ученик» подразумевало не только частое слушание проповедей Иисуса, но и постоянное пребывание «с Ним» в Его странствии и служении (Мк.3:14). Характерным выглядит настоятельный призыв Иисуса стать Его учеником (напр., безапелляционное обращение к Левию «следуй за Мною» [Мк. 2:14]), но были и случаи добровольного присоединения (Лк.9:57). Иоанн пишет, что Иисус никогда не изгонит приходящего к Нему (Ин.6:37). Иоанн, который особо подчеркивал значение веры как отличительной особенности ученика, вместе с тем, не отрицал, что человек может, во всяком случае какое-то время, быть как бы «тайным» учеником (Ин.12:42; 19:38). Иисус призывал учеников из самых разных общественных и профессиональных сфер.

Ученики обычно были хорошо заметной группой, следовавшей за Иисусом наподобие того, как овцы ходят за пастухом. Ученики контролировали доступ к Учителю и заведовали хозяйственными делами (Мк.10:13; 6:37). Они предоставляли часть денег для обеспечения потребностей самой группы и для раздачи нищим (Лк.9:3). Подчиняясь установленной Иисусом самодисциплине, они старались походить на Него, к чему Он Сам призывал их, в частности, сказав:

«Усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лк.6:40).

Служение Иисуса было более мобильным по сравнению со служением Иоанна Крестителя и иудейских раввинов того времени, о чем можно судить по числу совершенных Им исцелении и других чудес. Следовать за Иисусом значило больше, чем следовать за учителем закона. Когда Иисус послал двенадцать (названных «апостолами») и позднее семьдесят учеников по два в места, которые Он еще не посещал, они стали Его представителями, наделенными силой исцелять, изгонять бесов и нести знамения Царства. После вознесения Иисуса «великое Поручение» ученикам заключалось в том, чтобы «учить все народы» в силе Святого Духа (Мф.28:19–20).

Ученики играют функциональную роль во многих эпизодах, о которых рассказывается в евангелиях, и служат наглядными примерами для иллюстрации многих положений христианского учения. Неотъемлемой частью евангельского сюжета является предательство Иуды, одного из двенадцати. В общей истории спасения ученики имеют для Церкви и Царства Божьего такое же значение, какое имели патриархи для Израиля (Мф.19:28). Важный мотив – замедленное понимание учениками факта, что Иисус должен был пострадать и восстать из мертвых, чтобы до конца показать образец послушания Отцу.

Смысл ученичества. Представление новозаветной концепции ученичества начинается с показа двенадцати учеников в евангелиях. Основной смысл образа заключается в следовании за Христом, преданности Христу и выполнению Его служения на земле, самоотречении, готовности учиться у Христа и передавать другим полученные знания, а также в полномочиях как представителей Христа и власти совершать знамения и чудеса. Примечательный образ показан в Ин.9. Иисус исцелил слепого от рождения (Ин.9:1–12), и фарисеи занялись расследованием чуда. Исцеленного вывели из себя назойливые вопросы, и он сказал: «Что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?» (Ин.9:27). Фарисеи рассердились и заявили о себе: «Мы Моисеевы ученики» (Ин.9:28). Ученик показан здесь человеком, равняющимся на конкретного учителя, который выступает представителем Бога: «Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог» (Ин.9:29).

На этом буквальном значении основывается метафорический смысл ученичества для всех верующих во Христа. Представление о необходимости взаимосвязи, веры и выполнения обязательств проходит через многие поколения. Образ радикален, ибо предполагает полное изменение жизни, и динамичен, ибо его суть составляют прогресс и развитие. По учению Нового Завета, вопрос о том, стал человек учеником Иисуса или нет, будет иметь огромное для него значение в судный день.

Призыв к ученичеству обращен ко «всем народам», но отвечают на него относительно немногие, так как Иисус требует приоритета над всеми общественными связями, в том числе родственными. Ученичество выражается в послушании, основанном на праведности и любви даже к врагам до самой смерти. Тем самым оно предлагает новую парадигму взамен старой легалистской праведности. Термин многозначен, и он выводит ученика на путь, который сворачивает от жизни здесь и сейчас и ведет к славе Царства: «Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин.12:26).

См. также: ДВЕНАДЦАТЬ; ИИСУС ХРИСТОС; УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИЕ.

Библиография:

J. D. G. Dunn, Jesus Call to Discipleship (Cambridge, UK: Cambridge University Pres, 1992);

R. P. Meye, Jesus and the Twelve: Discipleship and Revelation in Mark's Gospel (Grand Rapids: Eerdmans, 1968);

M.J. Wilkins, Following the Master: Discipleship in the Steps of Jesus (Grand Rapids: Zondervan, 1991).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle