Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Ухо, слух

(Ear, hearing)

Ухо как орган восприятия приравнивается в Писании к сердцу и разуму (Притч.2:2; Ис.6:9–10), и чтобы по-настоящему услышать, надо слушать и внимать (Иов.34:16). Ухо связывается с уразумением (Иов.13:1), поиском знания (Притч.18:15) и оценкой слов (Иов.12:11). «Приклонить ухо» значит внимательно и благосклонно отнестись к услышанному (Иер.34:14; Пс.30:3). Оставаться «глухим» или иметь «необрезанное» (см. ОБРЕЗАНИЕ) ухо значит отвергать услышанное (Иер.6:10; Деян.7:51). «Льстить» слуху значит говорить вещи, которые человек находит приятными (2Тим.4:3).

Идолы глухи (Втор.4:28; Откр.9:20), но у Бога есть уши (1Цар.8:21), и Он слышит Свой народ (2Цар.22:7). Молитвы и мольбы к Богу начинаются с просьбы «приклонить ухо» (Пс.16:6). Бог слышал вопли Своего народа в египетском рабстве (Исх.3:7), воззвания перед лицом врага в битве (Ис.37:17), мольбы о прекращении бесплодности (Быт.30:6) и жалобы на несправедливое обращение (Иак.5:4). Бог слышит молитвы праведных (Пс.16:1; 1Пет 3:12) и тех, кто просит по воле Его (1Ин.5:14). Бог всегда слышал молитвы Иисуса (Ин.11:41–42; Евр.5:7). Бог слышит также дерзость людей (4Цар.19:28) и их интриги (Чис.12:2). Его слух с трудом воспринимает молитвы грешников и тех, кто не хочет слышать Его, или Он вообще остается глух к ним (Ис.59:1–2; Ин.9:31).

В отличие от древних религий, искавших откровение глазами и через видения, библейский народ искал откровение, в первую очередь, ушами и через слушание. В Библии слушание служит выражением подобающего ответа Богу. Бог открывает уши людям, чтобы они слышали Его слово (Иов.36:10; Ис.50:4–5), вкладывает в уши пророков Свое откровение (Ис.22:14; 50:4–5) и призывает Свой народ «услышать» откровение напрямую или через пророков (Втор.5:1; Иер.2:4; Откр.2:7). Чтобы надлежащим образом слушать Бога, надо проявлять готовность понять и принять услышанное и повиноваться ему (Мф.7:24, 26; Лк.11:28; Иак.1:22–25). Нежелание слушать – серьезнейший духовный недостаток и бунт против Бога (Ис.48:8; Евр.3:7–8).

Иисус – Божье воплощенное Слово, поэтому Бог повелевает слушать Его с верой и послушанием (Мф.17:5). Притча о сеятеле показывает, что действенность проповеди Иисуса о Царстве основывается на готовности слушать. Поэтому Иисус подчеркивает: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.13:9). Слушать слова Бога значит быть чадом Божьим (Ин.8:47) или овцой, слушающей голос Пастыря (Ин.10:3, 16, 27). Не делать этого значит быть духовно глухим (Мф.13:14–16) и остаться непрощенным (Ин.12:47–49). Готовность слушать приносит благословение и жизнь, а нежелание слушать влечет за собой суд (Иов.36:10–12; Ин.5:24).

См. также: ГЛАЗ, ОКО, ЗРЕНИЕ; ГЛУХОЙ, ГЛУХОТА; СЛЕПОТА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle