Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Слепота

(Bund, blindness)

В Библии показаны запоминающиеся образы слепоты, например, пораженные слепотой жители Содома, окружившие дом Лота; полуслепой Исаак, обманутый сыном; Самсон с выколотыми глазами; ослепленные сирийцы, приведенные в Самарию вместо их пункта назначения; исцеление Иисусом слепого от рождения, приведшее фарисеев в растерянность; слепые нищие, взывавшие к Иисусу, когда Он проходил мимо, и временная слепота Павла при обращении. Физическая слепота представлена в Библии как символ человеческого несчастья. В духовном же смысле слепота присуща всем людям, которые наследуют такую тенденцию в силу принадлежности к роду человеческому. Как в физическом, так и в духовном плане слепота являет собой ужасный образ безнадежности и отчаяния, для освобождения от которых требуется чудодейственное вмешательство Бога.

Показанная в Библии физическая слепота может быть либо врожденной (Ин.9:1), либо приобретенной. В регионе с пыльными бурями и ярким солнцем обычно широко распространены глазные заболевания, о чем свидетельствуют многочисленные упоминания о них в Библии (Лев.19:14; Иов.29:15; Мф.9:27; Лк.14:13). Слепота называлась в числе причин, на основании которых человек, родившийся в священнической семье, не имел права проводить служение (Лев.21:18), и хотя к слепым по закону следовало относиться с особым вниманием (Лев.19:14), слепота нередко служила синонимом слабости и беспомощности (2Цар.5:6; Ис.59:10; Плч.4:14).

Ослепление могло служить мерой наказания, но не в Израиле, а в соседних странах (4Цар.25:7). Иногда для достижения Своих целей Бог на время либо полностью ослеплял человека или группу людей, либо лишал их возможности увидеть то, что они хотят видеть (Быт.19:11; 4Цар.6:18; Деян.9:9; 13:11). Некоторые современники Иисуса рассматривали слепоту как выражение Божьего наказания, но Иисус решительно это опровергал (Ин.9:1–3).

В переносном смысле слепота означает неспособность увидеть истину, особенно когда человек в чем-то виновен. Это касается судей, которые принимают решения на основании полученных взяток (Исх.23:8; Втор.16:19; Иов.9:24), идолопоклонников, чье поклонение не имеет никакого смысла и не приносит никакой пользы (Ис.44:9–10), и людей, которые просто не хотят ничего знать (Ис.43:8). Такая невосприимчивость к истине и потеря духовных ориентиров может быть результатом Божьего суда над теми, кто не хочет признавать истину и тем самым теряет способность воспринимать ее (Втор.28:28–29; Ис.6:9–10; 29:9–10). Это относилось ко всем израильтянам, как к лидерам (Ис.56:10), так и к простым верующим (Ис.42:18–19). Изменить это состояние может только Бог по Своей милости (Ис.29:18; 35:5; 42:16). Говоря о тех, у кого «омрачилось несмысленное их сердце» (Рим.1:21), Павел имеет в виду постепенное ослепление. В другом случае он пишет о тусклом видении сейчас, в отличие от совершенного видения в будущей жизни (1Кор.13:12).

Образы, связанные со зрением и слепотой, особое место занимают в рассказах о земном служении Иисуса. Физическая слепота в то время была крайне распространена, что подтверждается многочисленными случаями, когда Иисус совершал чудеса, возвращая зрение слепым. По сути, это одно из самых ярких проявлений сверхъестественной силы Иисуса. Не менее значительное место в евангелиях занимает и тема духовной слепоты. Религиозных лидеров и учителей Своего времени Иисус называл слепыми (Мф.15:14; 23:16–17, 19, 24, 26). Ирония в данном случае заключается в том, что в своем духовном невежестве они считали свое понимание совершенным. Иисус излечивал как физическую, так и духовную слепоту (Мф.13:17; Ин.9:39). Те, кто отвергал слова Иисуса, подвергались такому же суду, как и Израиль, – состоянию постоянного ослепления (Ин.12:40; ср. Рим.11:7–10).

В метафорическом смысле слепота может означать невежество (Рим.2:19), но обычно под ней подразумевается нежелание воспринять истину (Иак.1:23–24), а в случае с теми, кто не верует во Христа, – влияние сатаны (2Кор.4:4). Для его удаления и осознания значения Христа требуется чудо. Верующие, возвращающиеся к своим дохристианским привычкам, тоже называются слепыми, не видящими противоречивости своего поведения (2Пет.1:9; 1Ин. 2:11). В образе слепоты выражается факт, что эти люди не сознают серьезности своего положения (Откр.3:17).

См. также: БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, ГЛУХОЙ, ГЛУХОТА; УВЕЧНЫЕ, ХРОМЫЕ И СЛЕПЫЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle