Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Слуга, раб, служитель

(Servant)

В Писании показано множество разных типов слуги и служения: личный слуга, как Гиезий для Елисея (4Цар.4:12); ученик и потенциальный преемник, как Иисус Навин для Моисея или Елисей для Илии (Исх.24:13; 3Цар.19:21); доверенный управитель, как слуга Авраама (Быт.24:2); или те, кто предлагает свои услуги из личных побуждений (Нав.9:8; 2Цар.15:34; 4Цар.10:5). Служба может быть добровольной или принудительной, оплачиваемой или бесплатной, временной или постоянной. Различие между рабом и слугой в Библии не вполне четкое, как в более поздних рабовладельческих условиях, однако в Новом Завете оно выражено более явно, чем в Ветхом (см. РАБ, РАБСТВО).

Общим знаменателем для всех этих моделей служит наличие вышестоящего лица (нанимателя, хозяина или надзирателя), которому слуга или раб служат, и обязанности, которые они выполняют. Слуги должны почтительно относиться к своим начальникам, работать на их благо, а не на свое, быть послушными и приносить пользу. Те, кому служат, обязаны заботиться о своих слугах и защищать их. Как увещевал Петр: «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам» (1Пет.2:18). В целом слуга занимает низкое положение, но оно может быть разным в зависимости от характера службы и общественного положения хозяина. Самое похвальное качество слуги в Библии – верность (более десяти упоминаний), и это нашло краткое выражение в словах Павла: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1Кор.4:2).

Таким образом, не представляет труда связать понятия «слуга человека» и «раба Бога». Служить Богу должны все, но, учитывая величие Бога, совершающие особое служение удостаиваются титула «раба Божьего» или «раба Господнего», пользуются особым почтением и занимают высокое положение. Этот титул используется в отношении царей (4Цар.19:34), пророков (3Цар.14:18; 4Цар.14:25; Ис.20:3), народа Израиля (Ис.41:8; Пс.135:22) и Мессии (Ис.52:13; Зах.3:8). Служение Богу требует справедливости и праведности (Ис.32:17), а также поклонения, и эти качества в наибольшей степени олицетворяет Раб Господень. В Новом Завете верующий призывается жить в жертвенном служении Богу и общине (Рим.12:1; Флп. 2:17, 30).

Но понятие слуги коренным образом переосмысливается благодаря Иисусу. Иисус есть Господь (Ин.13:13; Деян.10:36; 1Кор.12:3), и служить Христу значит исповедовать Его Господом. Но в то же время «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф.20:28). Его служение было не просто символическим, оно включало даже такую черновую работу, как омовение ног (Ин.13:1–17), и в конечном счете привело к Его смерти. Господин добровольно поставил Себя в подчиненное положение по отношению к Своим ученикам, и так родилось понятие о водительстве посредством служения.

В новом сообществе, начало которому положил Иисус, руководители должны следовать совершенно иным принципам, нежели те, которые приняты в мире. Они должны относиться к сообществу не как отцы, учителя или наставники, а как слуги (Мф.23:8–12). Современная церковь воспринимает это понятие теоретически, используя для обозначения лидеров такие слова, как диаконы, служители или пасторы. В переносе образа слуги на верующего выражается также общая библейская схема полного изменения системы ценностей: по мирским меркам, в положении слуги есть что-то унизительное, но, с точки зрения царства, эпитет «раб Бога и Господа Иисуса Христа» становится почетным титулом (Иак.1:1; ср. Кол.1:7; 4:7).

См. также: ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА; ПОСЛУШАНИЕ, ПОКОРНОСТЬ, ПОВИНОВЕНИЕ; ПРИЗВАНИЕ, ПРИЗЫВ, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ; РАБ, РАБСТВО; РУКОВОДСТВО, УПРАВЛЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle