Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Руководство, управление

(Leadership)

Библия основывается на человеческом опыте, а опыт водительства и следования за лидером является частью общей структуры нашего существования. В Библии не рассматривается теория управления и комментарий по большей части выражается не в прямых оценках, а в демонстрации примеров руководства (как хороших, так и плохих). Для классификации многочисленных видов руководства в этой статье используются аналитические категории. Многие из лидеров так или иначе подпадают под все эти категории, но они рассматриваются каждый в своей основной сфере руководства.

Квинтэссенция руководителя. В Библии нет, пожалуй, другого человека, столь наглядно олицетворяющего роль и сущность руководителя, как Моисей. Он выполнял функции пророка, доносившего слово Господа до Израиля и до фараона (Исх.3–11); священника, совершившего богослужение на первой пасхе, посвятившего первенцев (Исх.12; 13) и утвердившего завет между Израилем и Богом (Исх.24); мудрого судьи, выслушивавшего различные жалобы народа Израиля (напр., дочерей Салпаада, Чис. 27:1–4); политического лидера народа Израиля, выведшего Израиль из Египта (Исх.12:31–15:21), возглавлявшего военные кампании (напр., против амаликитян в Рефидиме, Исх.17:8–16) и руководившего разведкой (напр., Ханаанской земли, Чис.13:1–3; см. ИСТОРИИ О ЛАЗУТЧИКАХ).

На фоне качеств руководителя, которыми обладал Моисей, фигуры Аарона и Мариами выглядят резким контрастом. Хотя Аарон, в сущности, наряду с Моисеем, был свидетелем и участником всего, совершенного Богом, начиная с предварительных переговоров с фараоном (Исх.5), он не демонстрировал такой моральной стойкости лидера, как Моисей. Аарон быстро поддался на уговоры народа сделать идола; по сути он даже способствовал исполнению просьбы, сделав золотого тельца сам (Исх.32:4). Он столь же быстро переложил вину на народ, проигнорировав ответственность, которую руководитель должен нести перед своими последователями (Исх.32:22). Аарон и Мариамь роптали на Моисея, своего непосредственного руководителя, претендуя на равные с ним права и утверждая, что Бог говорит через них точно так же, как и через Моисея (Чис.12:1–2).

Политическое руководство. Наиболее заметные руководители в обществе – политические главы государств, носящие такие титулы, как князь, царь, судья, император, фараон, правитель или кесарь. Положение таких лидеров никогда не бывает надежным, и библейские рассказы изобилуют примерами политических интриг, когда недовольные члены семьи, царедворцы, этнические группы, религиозные фанатики и политические противники пытались свергнуть правителя (и нередко добивались успеха). Царь служил символом силы и власти. Вместе с тем библейские авторы показывают, насколько на самом деле мимолетны власть царя и его жизнь: царя может поразить выпущенная наугад стрела (2Пар.18:33), царь может быть убит заговорщиком (3Цар.16:16), царя может поразить умственное расстройство (Дан.4:30), царь может быть низложен иноземными завоевателями (4Цар.25:7). Мысль об абсолютной власти царя и в то же время о ее преходящем характере выражена в притче: «Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притч.21:1).

Видное место в Библии занимает образ Бога как Царя (см. ЦАРСКИЙ ДВОР): например, «Господи сил, Царь мой и Бог мой» в Пс.83:4 и «Царь вечный» в Иер.10:10 (ср. Пс.47:2; Дан.4:34; 1Тим.6:15; Откр.15:3). Применительно к Богу часто используются образы атрибутов царской власти и дворца. В качестве примеров можно отметить упоминания о царских дворах Бога (Пс.99:4), Его престоле (Пс.46:9) и Его скипетре (Пс.44:7 {«жезл»}).

В пустыне Моисея утомляло рассмотрение всех судебных дел, которые ему представляли (Пс.18:13–27). По совету Иофора он ввел систему заместителей, занимавшихся рассмотрением простых дел, а более сложные передававших ему самому. Эта система судей получила правовой статус во Второзаконии, где предписывалось: «Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным» (Втор.16:18). Во времена монархии судьи исполняли одновременно юридические и административные функции. При Давиде «Хенания и сыновья его определены [были] на внешнее служение у Израильтян, писцами и судьями» (1Пар.26:29). Судьи играли важную роль в попытке Иосафата ввести в стране управление, основывавшееся на законе. С этой целью «приставил Иосафат некоторых из левитов и священников и глав поколений у Израиля – к суду Господню и к тяжбам» (2Пар.19:8) и дал им повеление «действовать в страхе Господнем, с верностию и с чистым сердцем» (2Пар.19:9).

Одними из самых колоритных руководителей в Израиле были «судьи». В данном случае термин судья не вполне уместен, и более подходящими названиями были бы правитель или вождь. Они появились в период дезорганизации, разногласий и военных поражений, последовавший за смертью Иисуса Навина. «Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя» (Суд.3:9). Эти харизматические лидеры, не отличавшиеся знатным происхождением и в ряде случаев не имевшие необходимого опыта, воздвигались и служили «спасителями» (Суд.3:9), и большинство из них были судьями Израиля (см. САМСОН).

Хотя политическое и национальное руководство в библейском мире было, в основном, мужским и патриархальным, мы видим также небольшое число женщин, выполнявших практически те же руководящие функции, что и мужчины. Читаем не только о привычных царях, но и о царицах, в частности, упоминаются Иезавель, Гофолия и царица Савская. Девора, названная пророчицей, была единственным руководителем в Книге Судей, которая действительно судила (Суд.4:4–5). Кроме того, она была военачальником (Суд.4–5). Читаем также о пророчицах Олдаме (4Цар.22:14) и Ноадии (Неем.6:14), а также о Премудрости, которая неоднократно появляется в Притч.1–9.

Руководство в родовой общественной сфере. Понимание общественного контроля и влияния в древнем Израиле было совершенно иным, нежели сегодня. В Ветхом Завете мы видим, что за исполнением закона на местном уровне следили старейшины рода и что общественное давление в повседневной жизни было гораздо более сильным. Например, если человек не хотел жениться на жене умершего брата, старейшины вызывали и уговаривали его, и если он все равно отказывался, «тогда невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лицо его, и скажет: “так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему”» (Втор.25:9). В культуре Израиля с развитым чувством стыда семью такого человека называли «домом разутого» (Втор.25:10). Управление в родовой общине выражалось не только в дисциплинарных мерах, но именно на этом уровне оно прежде всего воспринималось типичным израильтянином. Именно в этой сфере значительную роль играли свидетели (Втор.19:15), мудрые (Притч.9:9), старейшины у ворот (Втор.21:19), учителя и левиты (2Пар.17:7–9).

Руководство в семье. В библейской истории искупления семья играет ключевую роль. Родители или, чаще, старейшины большой семьи предстают носителями благожелательной заботы, обычно с самыми добрыми намерениями. Поэтому Иисус сказал: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею, вместо рыбы? или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк.11:11–13). В большой семье с достаточно сложными семейными взаимоотношениями родитель должен был проявлять мудрость и дипломатию.

Родитель обычно изображается не благожелательно настроенным диктатором, а мудрым наставником. Например, когда пастухи Авраама и его племянника заспорили в связи с нехваткой воды и пастбищ, Авраам предложил расстаться. И предоставил племяннику право выбора территории (Быт.13). Авраама, наряду с другими патриархами, можно рассматривать как главу рода. Благотворное родительское руководство выражается в любви (1Пар.17:13), обличении (Притч.29:15), наказании (Евр.12:7), наставлении (Притч.1:8), заботе (Мф.7:11), молитве (1Цар.1:27) и воспитании в вере (Еф.6:4).

Взаимоотношениям между супругами в Библии тоже присущи характерные черты водительства. Главенство мужа и подчиненное положение жены подразумеваются на всем протяжении Ветхого Завета, и эта схема с полной очевидностью проявляется – хотя и в видоизмененном варианте, применительно к новому порядку, основывающемуся на главенстве Христа, – в так называемых кодексах семейных отношений в Еф.5:22–6:9, Кол.3:18–25 и 1Пет.2:13–3:7 (ср. 1Кор.11:3; 14:34–35). Однако в рамках общей структуры главенства мужа и отца жены тоже осуществляют руководство в семье. В то время как наставление в религиозных вопросах чаще всего связывается с образом отца (Пс.43:2; 77:3; Притч.4:1; 13:1; 15:5; 27:10), показаны примеры и материнского наставления (Притч.1:8; 6:20). Образ добродетельной жены и матери в конце Книги Притчей (Притч.31:10–31) ясно показывает ее роль лидера в ведении домашнего хозяйства. А в рассказе об Авигее показана женщина, которая при неспособности мужа исполнять функцию мудрого главы семьи умело и достойно компенсирует его самоустранение (1Цар.25).

Непорочность руководителей. В библейской портретной галерее лидеров мы видим завуалированную или вполне определенную оценку их качеств. За их действиями, в частности, строго следит Бог. Оценка может не выражаться прямо, но бывает и очевидной, например, когда Давид умоляет Бога судить его по его непорочности (Пс.7:9) или когда псалмопевец отмечает, что Давид пас Израиль в чистоте сердца (Пс.77:72). Царя Соломона Бог призывал хранить непорочность и обещал ему, что если он будет ходить пред Ним в чистоте сердца, его престол над Израилем будет поставлен навек (3Цар.9:4–5). Между чистотой лидера и надежностью его положения существует прямая связь. Непорочного лидера хранит его праведность, а нечестие губит его (Притч.13:6). Вся история Израиля от Книги Иисуса Навина до 4Царств вполне справедливо названа периодом «ранних пророков», отчасти потому, что деятельность лидеров в нем от Иисуса Навина до Иехонии получает пророческую оценку.

Руководитель под нравственным законом. Руководство связано с большой ответственностью за дела и судьбы других людей, то есть тех, кто следует за лидером. Обладающий властью руководитель находится под сильным давлением нравственного закона, требующего привнесения праведности в мирские дела. Притчи изобилуют увещеваниями руководителей, подкрепляющими естественные веления совести и дающими наставление по таким вопросам, как верность справедливости (Притч.16:10) и защита невинного (Притч.18:5), а также справедливое воздаяние притеснителям бедных (Притч.14:31) и сирот (Притч.23:10).

Нарушения нравственного закона, даже если в них виновны последователи, навлекают суд на руководителя. В этом отражается принцип, согласно которому лидер неразрывно связан со своими последователями подобно тому, как голова связана с туловищем. В рассказе об Ахане мы видим, как дела одного человека навлекли суд на Израиль и даже сказались на положении Иисуса Навина как лидера (Нав.7).

Мужество в отстаивании своих убеждений. В Библии мы видим лидеров, которые честно и твердо отстаивают свои убеждения перед лицом противодействия со стороны равных по положению, последователей и врагов. Праведному лидеру в таких случаях помогают два качества: придающая решимость внутренняя склонность к соблюдению нравственного закона и стремление исполнить Божью волю. Примером лидера, отстаивавшего свои убеждения перед лицом публичного неодобрения, служит Иезекииль. Своей жизнью он показывал народу Израиля наглядные нравственные уроки, когда брил голову (Иез.5:1), пек пищу на человеческом кале (Иез.4:12–15), лежал на боку в течение сотен дней (Иез.4:4–8) и не оплакивал смерть любимой жены (Иез.24:15–24). В Новом Завете Павел отказался уступить давлению «некоторых от Иакова», которые, прибыв в Антиохию, побудили даже Петра прекратить общение с языческими верующими. Павел открыто противостал Петру, обвинив его в лицемерии, и не отошел от принципа, согласно которому оправдание влечет за собой включение иудеев и язычников в одну новую семью без ограничений, возводимых Моисеевым законом (Гал.2:11–21).

Религиозное руководство. С общественной точки зрения пирамида религиозного управления в древнем Израиле выглядит на удивление плоской. Хотя в Пятикнижии показана достаточно четкая иерархия, система разделения на первосвященника, священников, левитов и народ была относительно простой, и в ней в определенной мере отражались концентрические круги святости, нашедшие архитектурное выражение в святилище (см. СВЯТОЕ МЕСТО). Мы не видим многочисленной религиозной бюрократии. Формально религиозное руководство можно разделить на три группы: люди, наследовавшие свои должности (священники и левиты), приобретавшие видное положение в силу своей одаренности (пророки, надзиратели, старейшины, духовные лидеры) и становившиеся известными при посредстве других (назорей; Самуил, посвященный в храме; дочь Иеффая).

В Иер.18:18 упомянуты три категории религиозных лидеров: священники, пророки и мудрецы. Образы, связанные с этими группами, лучше всего рассматривать на примере некоторых из наиболее показательных их представителей.

Священник. Первейшей обязанностью священников было обучение закону. В их число входил Ездра, который «читал [учил] из книги закона Божия» (Неем.8) и во время покаяния взывал от имени израильтян (Неем.9). Еще один из наиболее памятных примеров – Финеес, внук Аарона. Праведная ревность Финееса, пронзившего копьем обнявшиеся тела израильтянина и мадианитянки, названа «заступничеством» и остановила бедствие, которое хотел послать Бог (Чис.25:6–13).

Мы видим священников и левитов, которые «учили в Иудее, имея с собою книгу закона Господня; и обходили все города Иудеи, и учили народ» (2Пар.17:8). Священники направляли народ Израиля, выполняя разнообразные практические функции, такие как совершение обрядовых жертвоприношений (Лев.1–7), очищение от грехов (Лев.16:29–34) и очищение от болезней (Лев.13). Священники руководили также проведением различных праздников, отмечавшихся пред Господом: праздников седмиц, труб и кущей (Лев.23).

Однако официальные представители религиозной власти подвергаются в Ветхом Завете серьезной критике. Священники отвергают свое призвание, устанавливают идолов (Иер.2:8), совращают народ с пути (Иез.7:26), гоняются за деньгами (Иер.6:13; Мих.3:11) и развращаются (Иер.18:18). Такая пророческая критика продолжается и в Новом Завете, где Иисус не только предвещает «горе» фарисеям и книжникам (Мф.23:1–36), но и рассказывает притчу, направленную против священников (Мф.21:33–46). Павел, возможно, имеет в виду иудейских начальников, когда говорит о тех, «которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали... всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца» (1Фес.2:14–16).

Пророк. В Ветхом Завете образ пророка встречается очень часто. Пророк служит связующим звеном между Богом и людьми, донося предупреждения о суде (Иез.13), послания ободрения (Мих.4:1–5), увещевания (Мал.2:1–9) и видения будущего восстановления Израиля (Ис.40–66). Пророк должен доносить до людей Божье слово, и это с достоинством делали малые пророки, такие как Олдама (4Цар.22:14), и большие пророки, такие как Иеремия, чьи слова были настолько резкими, что царь сжег их (Иер.36). Что касается пророчицы Деворы, она играла достаточно видную руководящую роль, которая распространялась и на политическое руководство Израилем (Суд.4).

Один из наиболее характерных новозаветных примеров пророка являет собой Иоанн Креститель. Иоанн был пророком-лидером, призывавшим Израиль к великому покаянию, возрождению народа путем перехода реки Иордан, классической границы Израиля, и повторения тем самым вхождения его предков в обетованную землю. Взгляд Иоанна был направлен на грядущее обновление или освобождение Израиля от рабства и на осуждение тех, кто не хотел покаяться. В центре его видения стоял «Идущий» за ним, то есть Иисус (Мф.3:1–12; Мк.1:1–8; Лк.3:1–18). Другой Иоанн, автор Откровения, раскрыл апокалиптическое видение, в котором цари и империи на земле склоняются пред Господом неба и Его Агнцем.

Мудрец. Мудрец часто выступает в роли советника по государственным делам. В Ветхом Завете архетипом мудреца показан Соломон. В начале своего царствования молодой царь принес жертву в Гаваоне, и Яхве обещал удовлетворить одну его просьбу. Соломон попросил не власти и богатства, а разумное сердце, чтобы уметь судить мудро. Одной из жемчужин мудрости Соломона выглядит его решение в споре двух женщин (3Цар.3:16–28). Должное мудрости Соломона отдала и царица Савская, пришедшая лично испытать ее: «Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!» (3Цар.10:8). Еще один памятный образ мудреца – Ахитофел. Как Давид, так и Авессалом признавали, что Ахитофел давал такие советы, «как если бы кто спрашивал наставления у Бога» (2Цар.16:23).

В Писании встречаются и отрицательные примеры мудрецов. Считалось, что фарисеи и саддукеи должны давать мудрые советы людям в вопросах как религиозной и храмовой, так и повседневной жизни. Тем не менее в действительности их мудрость шла наперекор Царству Божьему, так как они подвергали сомнению слова Самого Иисуса и критиковали Его поведение. Эти мудрецы ворчали по поводу того, что Иисус ест с мытарями и грешниками (Мф.9:11), искушали Его (Мф.16:1) и замышляли убить Его (Ин.11:45–53).

Высшим воплощением мудрости показан Сам Иисус. Он говорил притчами и афоризмами, как мудрец, и, сравнивая Себя с Соломоном, сказал: «Здесь больше Соломона» (Мф.12:42; Лк.11:31). Он рассматривал Себя как посланника мудрости (Мф.23:34–36; Лк.11:49–51), раскрывающего мудрость, которой Израиль должен следовать (Мф.11:25–27; Лк.10:21–22), и считал откликающихся Ему «чадами премудрости» (Мф.11:16–19; Лк.7:31–35).

Военное руководство. В Ветхом Завете военными действиями руководили военачальники или воеводы, но часто и сами цари. Яркими примерами царей-воинов служат Саул и Давид, но армией лично руководили и другие главы государств, например, Сеннахирим (4Цар.19–20). На древнем Ближнем Востоке понятия царя и воина были тесно связаны. Война тесно переплеталась также с повседневной жизнью. Мы видим это, например, в сцене, когда юный пастух Давид принес провизию своим братьям на передовые позиции (1Цар.17). В армиях, состоявших преимущественно из необученных новобранцев, профессиональные воины легко становились формальными лидерами. Во время правления Саула израильская армия начала приобретать определенную организационную форму, и в ее руководящую структуру входили, по всей видимости, родовые вожди и командиры, вышедшие из числа воинов. В современных переводах Библии мы видим такие названия, как начальники, тысяченачальники, стоначальники и пятидесятиначальники (Исх.18:25; 1Цар.8:12). При Сауле израильская армия была разделена на подразделения во главе с «тысяченачальниками» (1Цар.17:18). Позднее армию Давида возглавляли «тридцать» храбрых, доказавших свою воинскую доблесть еще до воцарения Давида.

В Новом Завете есть, по крайней мере, один памятный образ военачальника. Сотник, попросивший Иисуса исцелить своего больного слугу, сказал, что Иисусу можно не входить в его дом. Достаточно сказать «только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф.8:8). Приведенное им объяснение дает определенное представление о системе командования в армии: «Ибо и я подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: “пойди”, и идет; и другому: “приди”, и приходит; а слуге моему: “сделай то”, и делает» (Мф.8:9). Иисус удивился вере этого человека и сказал ему: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе» (Мф.8:13).

Представительное руководство. В Писании четко выражается мысль, что некоторые руководители представляют народ в целом, причем внимание в этом вопросе уделяется, в основном, Израилю. Такое представительство может приносить вред. В Книге Левит, например, показано, что грех священника может навлечь суд на весь народ: «Если священник помазанный согрешит и сделает виновным народ: то за грех свой, которым согрешил, пусть представит из крупного скота тельца, без порока, Господу в жертву о грехе» (Лев.4:3). В качестве положительного примера можно привести ходатайство Моисея за народ, остановившее руку Бога, поднявшуюся для суда (Исх.32). Мысль о представительстве нагляднее всего выражена, пожалуй, у Иеремии, доносившего до народа послание о грядущем суде, который не может быть предотвращен даже ходатайством праведных. Чтобы внести в этот вопрос полную ясность, Иеремия пишет: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего – пусть они отойдут» (Иер.15:1).

Представительное руководство может выражаться по-разному, но самым ярким его примером служит образ царя Израиля. Во 2Цар.19:40–43 после поражения Авессалома мужи Израиля и Иудеи заспорили, у кого из них больше прав на царя Давида. Израильтяне сказали: «Мы десять частей у царя, также и у Давида мы более, нежели вы» (2Цар.19:43). Сразу же вслед за этим Савей, сын Бихри, поднял восстание с криком: «Нет нам части в Давиде, и нет нам доли в сыне Иессеевом; все по шатрам своим, Израильтяне!» (2Цар.20:1). Концепция представительного, или корпоративного, руководства присутствует и в Новом Завете, где Христос (Сын Давидов) тесно связан со Своим народом. Для «крестившихся во Христа» (Рим.6:3) Его представительная смерть за народ становится реальностью. То, что относится ко Христу, относится и к Его народу.

Библия изобилует образами и метафорами как лидеров, так и их последователей. В приведенном ниже перечне они разделены на группы, относящиеся к лидерам и последователям.

Образы и метафоры лидеров. В Новом Завете показаны различные черты и качества лидеров, а также проявления этих качеств. Апостолы – буквально «посланники» (ср. 1Тим.2:7; 2Тим.1:11), Свидетельствующие о Боге и Евангелии (Лк.24:48; Деян.1:8). Они не должны присваивать себе титул «Равви» (Мф.23:8), выказывая тем самым смирение и сохраняя эту честь для Самого Иисуса. Им надо относиться к себе как к рабам (Ин.13:16; Деян.4:29) и по примеру Иисуса «умывать ноги друг другу» (Ин.13:14). В том же духе Петр увещевает пастырей не господствовать над церковью (1Пет.5:1–3), а охотно служить, не преследуя никаких личных выгод. Руководство подразумевает также коллегиальность, и Павел называет Тита товарищем и сотрудником (2Кор.8:23) и демонстрирует смирение, даже будучи архетипом руководителя в ранней церкви.

Иисус рассказал притчу о толковом управителе (oikonomos) в богатом доме, который умело справился с ситуацией, когда его попросили дать отчет в управлении (Лк.16:1–12). Этот образ выходит за рамки окружения Иисуса и переносит в мир христианского руководства, в котором лидер может быть призван исполнять роль управляющего (kybernesis, 1Кор.12:28). Другие образы повседневной жизни представляют лидера трудолюбивым Земледельцем, которому «первому должно вкусить от плодов» (2Тим.2:6), или пастухом, который должен пасти овец и заботиться о них (Ин.21:15–16; Деян.20:28–29). Или же используется строительная символика, когда Павел сравнивает себя с мудрым строителем, закладывающим основание, на котором строят другие (1Кор.3:10), или сравнивает Тимофея с «делателем неукоризненным» (2Тим.2:15). С другой точки зрения, руководители церкви – апостолы и пророки с Иисусом как «краеугольным камнем» – образуют основание нового Божьего храма (Еф.2:20). В Библии вообще превозносятся те, кого «использует» Бог. Почетно быть лидером, который, как Павел, становится избранным инструментом или сосудом Бога (Деян.9:15), золотым или серебряным сосудом в доме Бога, «сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2Тим.2:20–21).

В используемых Павлом образах выражается также динамика спортивных соревнований, когда он изображает лидера спортсменом, участвующим в состязании ради Господа (2Тим.2:5), или дисциплинированным бегуном на ристалище (1Кор.9:24–27). Эти состязатели стремятся получить венец победителя. Но Павел часто рисует апостольского лидера и неожиданными красками: безумным Христа ради (1Кор.4:10) или выглядящим как сор для мира (1Кор.4:13).

Какие же образы используются для изображения желательных качеств руководителя? Образцом для подражания показан выдающийся лидер Иисус Навин, размышлявший над Писанием (Нав.1:8). Следующие его примеру посвящают себя изучению закона (Езд.7:10), избегают нечистоты (Ис.52:11), не боятся (Иер.1:7–8) и не ходят в неправде (Мал.2:6). Пророчество против дома Илия завершилось обещанием Бога поставить нового лидера, «священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей» (1Цар.2:35).

Иисус демонстрирует неожиданные «повороты», посылая двенадцать как «овец среди волков» и наставляя их быть «мудрыми, как змии, и простыми, как голуби» (Мф.10:16). В человеческом мире мы видим пример образа руководителя, который не «господствует над» другими (Мф.20:25), а проявляет смирение (Мф.23:8–10), бывает верным даже в малом (Лк.12:42–44) и при этом обладает духовной силой (Лк.24:49).

Руководитель должен быть не просто «наемником» (Ин.10:2–15), а верным слугой (Ин.13:13–16), признающим, что в конечном счете все делает Бог (1Кор.3:5–9), и стремящимся проявлять верность (1Кор.4:1–13). В таких условиях мирская похвальба своими достижениями неуместна (1Кор.9:16–23). Апостол Павел, которого Бог вел в триумфальном шествии во Христе, распространял «Христово благоухание» – для спасаемых запах жизни, а для погибающих запах смерти (2Кор.2:15–17; см. ЗАПАХ, ОБОНЯНИЕ). Для лидеров Церкви Христовой важнейшим качеством была чистота помыслов (2Кор.4:2): они убегали от безнравственности (1Тим.6:11), не исходили из нечистых побуждений (1Фес.2:3) и старались не становиться камнем преткновения для других людей (2Кор.6:3). Лидерам доверена евангельская истина, поэтому они должны держаться здравого учения (2Тим.1:13), проявлять целеустремленность (2Тим.2:1–23) и быть верными в использовании своего дара (1Пет.4:10).

Образы и метафоры последователей. Как картине нужна рамка или рамке картина, так и образ лидера неполон без образа последователя. Перед нами предстают два вида последователей: последователи земных лидеров и последователи Бога.

Положительным примером последователя земного лидера показан Иисус Навин, помощник Моисея. Куда бы ни шел Моисей, туда идет и Иисус Навин, поднимаясь с ним даже на гору Господа (Исх.24:13). Иисус Навин проявлял такое рвение и такую верность Моисею, что ждал его на склоне горы сорок дней и сорок ночей, пока Моисей не вернулся со скрижалями (Исх.32:15–17). Навин оставался верным Моисею в течение всех долгих лет странствия по пустыне. Даже когда Израиль не доверялся Богу и отвергал водительство Моисея, Навин оставался твердым, порой даже с риском для собственной жизни (Чис.14:6–10). Верность Иисуса Навина была вознаграждена, и после смерти Моисея он возвысился до положения руководителя (Втор.34:9). Но даже получив власть и руководство над Израилем, он продолжал оставаться смиренным последователем небесного Господа, с готовностью подчинявшимся вождю воинства Господня (Нав.5:13–15).

В Библии показано множество образов последователей Бога, но ни в одном из них это понятие не выражено столь ярко, как в Иисусе Христе. Подобно Страдающему Рабу в Ис.53, Иисус был мучим за Свой народ, но не открывал уст в знак протеста (Ис.53:7), Он был полон решимости исполнить Божью волю, даже приняв на Себя наказание Бога (Ис.53:4, 10). Его жизнь служит примером того, что значит быть последователем Бога, невзирая на тяжелые последствия (Мф.26:39) позорной смерти.

Последователи Бога – избранные (Втор.10:15). Их можно сравнить с добрыми воинами Христа (2Тим.2:3), готовыми переносить тяжелые испытания. Это рабы Христа, купленные дорогой ценой (1Кор.7:22–23) и готовые исполнять Его заповеди (Ин.15:13–15). Некоторые из них – диаконы, как Стефан, призванные служить в церкви (Деян.6). Или же они могут быть работниками на жатве, когда зерно созревает (Мф.9:37–38). Будучи учениками Иисуса, они также Его друзья (Лк.12:4), посредники любви Христовой (Мф.10:42) и узнаются по любви друг к другу (Ин.13:35). Павел называет их соучастниками в благовествовании (Флп.1:5), а одного из них своим искренним сотрудником (Флп.4:3). У Павла мы часто видим образы Божьей семьи (напр., Еф.2:19–20). Последователей Бога можно сравнить с новорожденными младенцами (1Пет.2:2) или с послушными любимыми детьми (1Пет.1:14; 1Кор.4:14) – сынами Божьими (Лк.20:36). Все они святые (Еф.1:1), принадлежащее Богу царственное священство (1Пет.2:9) и граждане неба (Флп.3:20). В качестве свидетелей Евангелия некоторые из этих последователей остаются верными до смерти (Откр.7:14), сохраняющими заповеди Божьи и свидетельство об Иисусе Христе (Откр.12:17).

В не столь прямых и очевидных метафорах последователи Бога – Божий народ – изображаются стадом (Пс.76:21; Деян.20:28–29) или овцами (Ин.10:1–16; Мф.10:16). Божий народ подобен невесте или жениху, богато украшенным ризами спасения (Ис.61:10), или гостям жениха – Иисуса Христа (Мф.9:15). Они – соль земли (Мф.5:13) или доброе семя, посаженное в мире среди плевел (Мф.13:38). Новозаветные авторы используют образы имущества или архитектурных сооружений, говоря о верующих как о строении или ниве, принадлежащих Богу (1Кор.3:9–11), или о «живых камнях» в новом храме (1Пет.2:5; ср. Еф.2:20–22). Наконец, Божий народ подобен венцу (1Фес.2:19) или ценному владению Бога (Втор.14:2).

См. также: БОГ; ДАВИД; ИИСУС ХРИСТОС; МОИСЕЙ; ПРЕСТОЛ; ПРОРОК, ПРОРОЧИЦА; СВЯЩЕННИК; СОЛОМОН; ЦАРИЦА; ЦАРЬ, ЦАРСТВОВАНИЕ, ЦАРСКОЕ ДОСТОИНСТВО.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle