Священник
(Priest)
Большинство упоминаний о священниках в Библии связано со священниками Моисеева завета. К ним относились левитское священство в целом – все пригодные мужчины из колена Левия – и первосвященники из рода Аарона в частности. На пасху в Египте Бог убил всех египетских первенцев (см. СТАРШИЙ РЕБЕНОК, СТАРШИЙ БРАТ, СТАРШАЯ СЕСТРА), но сохранил первенцев Израиля благодаря крови на косяках дверей (Исх.12). Поскольку израильские первенцы были избавлены от смерти, Бог предъявил на них особые права. В качестве их заместителей Бог выделил все колено Левия для пожизненного служения Ему (Чис.1:47–53). Так левиты стали священниками Израиля, посвящавшими жизнь поддержанию и осуществлению поклонения Богу сначала в скинии, а затем в храме.
Ветхозаветное священство. В колене Левия Аарон и его сыновья получили особый статус первосвященников (Исх.28). На род Аарона была возложена обязанность и честь служить в святилище и во Святом-святых скинии и храма. Священники выполняли важные функции, но эти функции обусловливались их происхождением. В Библии последовательно выражается принцип первичности сущности и вторичности действия, а не наоборот. Значение священников основывалось не на выполнявшихся ими функциях, а на их сущности.
Главной отличительной чертой как первосвященников, так и левитов служила святость (отделенность). Хотя большое значение имела внутренняя нравственная чистота, Бог предпочел преподать этот урок через требование физического совершенства Его священников (Лев.21). Но еще более показательными для раскрытия сущности священников были одежды Аарона и его помазание. Цвет и фактура его одеяний, раскрытые Богом Моисею на горе Синай, тесно соотносились со многими элементами также раскрытого Богом строения скинии (Исх.28). Кроме того, помазание Аарона елеем (Исх.40:13), символизировавшее помазание Духом Божьим, соответствовало наполнению скинии славой Божьего Духа (Исх.40:34). При таком понимании Аарона можно рассматривать как минискинию, копию Божьей обители среди людей в миниатюре (Poythress).
В представленных в таком свете функциях первосвященников и левитов отражаются присутствие и дела Бога среди Его народа. Принимая жертвы и приношения, священники выражали одобрение Богом конкретного приношения (Лев.1–8). Когда священник ел жертву мирную с приносящими, он выражал участие Бога в праздничном пире с ними. Помимо этого первого важнейшего аспекта священнических функций – представительства Бога перед народом, – был и второй аспект: представительство народа пред Богом. Святость священника в сравнении с мирянином позволяла ему получать доступ к Богу от имени народа. У первосвященника было множество обязанностей, например, курение фимиама, символизировавшее молитву за народ (Исх.30:7–10), но самый яркий пример – окропление кровью ковчега в день очищения (Лев.16).
Как третий аспект священнических функций или как следствие первых двух следует отметить воинские обязанности священников. В соответствии с их ролью служителей храма в окружении других религий, израильские священники охраняли скинию или храм Божий от вооруженных посягательств. Всякий покушавшийся на святость Божьего присутствия подлежал уничтожению (Чис.1:53; ср. Исх.32:25–28).
Между священниками и народом проводилось четкое различие, дабы подчеркнуть абсолютную святость Бога, тем не менее сходство священников и мирян привлекают внимание к факту, что в определенных отношениях священниками были все израильтяне. Хотя они не служили в скинии или храме, они были священниками земли в целом. Например, непокорный город приносился во всесожжение от руки всех мирян (Втор.13:16; ср. Втор.13:10). Кроме того, израильтяне представляли Бога перед народами (Исх.19:6; Ис.42:6). Следовательно, священнические обязанности были как у первосвященника и левита, так и у простого мирянина, но у каждого в своей области.
Божий народ как священники. Ченг убедительно аргументировал, что особенность Израиля как священнического народа объясняется, в первую очередь, его искупленным положением, а не функциональными обязанностями. Положение святого и искупленного народа дает свободный доступ к служению Богу (Зах.3:7). Адам до грехопадения не нуждался в искуплении и проводил священническое служение Богу. Искупленные грешники – это восстановленный образ Божий и, следовательно, священники. Адам как образ Божий был архетипом священника (Kline). Возложенное на него поручение субботнего посвящения земли Господу (Быт.1:28) и защиты святого рая (см. САД) от нечистоты (Быт.2:15; ср. Быт.3:24) означало выполнение священнических обязанностей. Короче, священник – это то, каким должен быть человек.
Но даже первосвященник должен был очиститься от своего собственного греха, прежде чем совершать очищение народа (Лев.16:16). Очищать надо было и само святилище (Лев.16:11). Ветхий Завет завершается описанием первосвященника – и тем самым всего народа, – который ищет путь совершенства (Зах.3).
В Новом Завете образ Божьего избранного народа как народа священников преобразовался в образ священства верующих во Христе. Благодаря заместительному священническому служению Иисуса верующие в Него сделались святыми в Божьем присутствии (Евр.4:14–16; Иуд.1:24–25). Более того, на них возложены священнические обязанности в Его присутствии (Евр.10:20–22). Данная Петром церкви характеристика «царственного священства» (1Пет.2:9) выражается не в том, что люди делают, а в том, что они собой представляют как искупленные. Как таковые они служат Богу, представляя себя в жертву (Рим.12:1–2), и носят священнические одежды в вечном служении Агнцу и Богу как храму в новом Иерусалиме (Откр.1:6; 21:3, 22). Но они облекаются не в одежды, сшитые человеческими руками, а в Самого Христа и в Его совершенную праведность, которая приобретается верой (Рим.13:14; Гал.3:27).
Иисус – Великий Первосвященник. Совершенства священство достигло в Иисусе. Будучи Сыном Божьим, Он – совершенный Первосвященник (Евр.7:16), Который один обладает безгрешным совершенством, но Который стал Братом человечества через воплощение (Евр.2:11–18). В противоположность установленным законом, запятнанным грехом, постоянным и многочисленным жертвам, приносимыми священниками Ветхого Завета, Иисус принес безгрешную жертву – Самого Себя раз и навсегда за Свой народ (Евр.7–10, особенно Евр.7:27; 9:12,28; 10:10, 14). Он – Первосвященник по определению, поскольку принес в жертву Себя. Он сделал священство совершенным не только Своей жертвой, но и местом служения, поскольку вошел в истинное небесное святилище, чтобы совершить искупление.
См. также: ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ; ЖЕРТВЕННИК; ИСКУПЛЕНИЕ КАК ВОССОЕДИНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ; МЕЛХИСЕДЕК; ПОКЛОНЕНИЕ; ПРИНОШЕНИЕ; СКИНИЯ; ХРАМ; ЧИСТОТА.
Библиография:
А. Т. М. Cheung, «The Priest as Redeemed Man», JETS 29.3 (1986) 265–275;
M.G.Kline, Images of the Spirit (S.Hamilton, MA: M.G.Kline, 1986) 35–56;
V. S. Poythress, The Shadow of Christ in the Law of Moses (Brentwood, TN: Wolgemuth & Hyatt, 1991) 51–57.