Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Чистота

(Purity)

Понятие чистоты относится в Библии, в первую очередь, к обрядовой системе как средству, с помощью которого утверждается и ограждается святость Бога. Исходя из этого, чистота становится, особенно под влиянием классических пророков, нравственной категорией. При таком более широком понимании чистоты с включением в нее нравственных категорий поведения появляются символические литературные образы чистоты. Различие между чистым и нечистым проводится Богом и поддерживается в соответствии с Его предписаниями. При соотнесении с Божьей святостью чистота тесно связывается с Божьим избранием (обратите внимание на тему нечистоты и отделения от Божьего народа, Лев. 5; 7), с Божьим присутствием и с Божьим благословением.

Чистота достигается упорными усилиями и внимательным отношением и поддерживается ими же. В понимании Израиля человеческая жизнь постоянно притягивается к нечистоте и сползает к ней. Как в случае с пылью и грязной посудой, нечистота требует регулярного удаления. В отличие от святости, нечистота легко передается. Человек может стать нечистым непреднамеренно и неосознанно, как в случае невольного прикосновения к трупу – нечистому по сути своей предмету (Лев.5:2). Тема нечистоты смерти занимает видное место в Числах, где показано поколение, умирающее в пустыне (см. КНИГА ЧИСЛА).

Линия, разделяющая обрядовую и нравственную чистоту, не всегда четкая, и по сути эти два вида нечистоты тесно взаимосвязаны. Основным средством обрядового очищения служит омовение. Оно используется и как образ нравственного очищения в Ис.1:16: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих» (см. также Пс.72:13; 1Кор.6:11; Откр.22:14–15). Аналогичная мысль выражается применительно к христианскому крещению: «...но омылись, но освятились» (1Кор.6:11; Евр.10:22). Это нечто вроде смешанной метафоры. В других известных метафорах чистоты – например, незапятнанной чистоты снега и шерсти – сочетаются обрядовый образ и личное благочестие: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис.1:18; см. этот образ применительно к Богу в Дан.7:9). В этом сочетании обрядового и личного современный читатель может заметить, что библейских авторов в равной степени интересовали как общинная и установленная законом чистота, так и личное благочестие, и это классический иудаизм в чистом виде.

Тогда как в Ветхом Завете чистота принимает конкретную форму обрядовых ритуалов, в Новом Завете она носит более духовный характер. Когда фарисеи подвергли критике отношение Иисуса к обрядовому омовению рук, Он высказал принцип, согласно которому

«ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его.

Потому что не в сердце его входит, а в чрево...

исходящее из человека оскверняет человека» (Мк.7:18–20).

Такое же духовное значение имеет утверждение, что «никакой... нечистый... не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф.5:5).

Важный библейский образ чистоты выражается косвенно в виде огня суда. Очищающий огонь отделяет чистый металл от шлаков (Чис.31:23) и чистые дела от злых (1Кор.3:13). Огонь символизирует также Божью чистоту и Его освящающее присутствие. От внушающего страх богоявления в виде дыма и пламени огня в Быт.15:17 до величественного престола с семью огненными светильниками в Откр.4:5 Божья святость символизируется огнем. Огонь присутствует также в качестве символа очищения служителя Божьего в рассказах о призвании. Нечистые уста Исаии очистились горящим углем с жертвенника, принесенным серафимом (см. АНГЕЛЫ), когда храм был наполнен курениями, в результате чего Исаия смог увидеть Бога (Ис.6:6–8). Свою первую встречу с Богом Иезекииль описывает как необычайное видение Божьего присутствия – как блистающий сапфир, «как бы некий огонь, и сияние было вокруг него» (Иез.1:27). Этот очистительный огонь заставил Иезекииля пасть ниц, но его поднял вошедший в него Дух. Аналогичное символическое значение имеют, по-видимому, языки огня на головах присутствующих на Пятидесятницу (Деян.2:3). Чистота раскрывается с помощью огня – вполне подходящий образ для выражения ее безукоризненной сущности.

С чистотой и нечистотой часто связываются временные границы. В Ветхом Завете показаны временные рамки некоторых видов нечистоты, например, в Левит состояние нечистоты нередко продолжается до вечера. «От них вы будете нечисты: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера» (Лев.11:24). Нечистота, вызванная прикосновением к мертвому телу, требовала обряда очищения в течение семи дней: «Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней» (Чис.19:11). Аналогичное значение имела ежемесячная менструальная нечистота, требовавшая семидневного очищения: «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего. И всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера» (Лев.15:19).

См. также: ГРЕХ; ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ; ЖЕРТВЕННИК; КНИГА ЛЕВИТ; ОСВЯЩЕНИЕ; ОЧИЩЕНИЕ; СВЯТОСТЬ; СВЯЩЕННИК; ХРАМ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle