Книга Числа
(Numbers, book of)
Книга Числа получила название по приведенным в ней данным переписи (исчисления) народа в каждом из двенадцати колен Израиля, помещенным в Чис. 1 и Чис. 26. Еврейское название книги «В пустыне» исходит из слов в первом стихе и точно передает описанную в ней обстановку. Числа – это история странствия народа Израиля по пустыне, когда он шел от рабства в Египте к свободе в Ханаане под руководством Моисея.
Книга Числа знаменует важный этап смены поколений в ранней истории Израиля как Божьего народа. Переход от старого непокорного поколения в пустыне к новому поколению надежды и обетования накануне вхождения в обетованную землю определяет композицию и тему книги. Композиционно книга делится на две половины списками переписи двенадцати колен в Чис.1 и Чис.26.
Композиция и содержание. Первый список переписи в Чис. 1 служит введением к первой части книги, Чис. 1–15. Эта часть Чисел начинается с превращения Божьего народа в организованный лагерь для ведения святой войны, походным порядком движущийся по пустыне, и тем самым содействует раскрытию характерного библейского образа Бога как Небесного Воителя и Его народа как воинства. В середине этого лагеря располагается скиния, или скиния собрания – знак Божьего святого и мощного присутствия. Чис. 1–10 отмечены атмосферой полного подчинения Израиля повелениям Бога, но под спокойной поверхностью податливости Израиля кое-где проявляются зловещие признаки и напоминания об опасности и смерти (Чис.3:4, 10; 4:15, 18, 20; 5:2; 6:6–7; 8:19; 9:6–11).
Когда подготовка закончилась и поход начался, народ внезапно и неожиданно взбунтовался (Чис.11–12). Серия бунтов в пустыне достигает кульминации в рассказе о соглядатаях в Чис.13–14. Первое поколение в Числах обрекается на смерть из-за отказа войти в обетованную землю и принять дар, который Бог так долго старался вручить им.
Во многих остальных главах вплоть до Чис. 25 описываются другие бунты, бедствия и смерти этого первого непокорного поколения (Чис.16; 17; 20; 21; 25). Но мерцают и проблески надежды. Бог устанавливает правила на будущее, когда новое поколение израильтян должным образом войдет в обетованную землю (Чис.15). Бог дает Израилю несколько предварительных военных побед над царем Арада, а также над Сигоном и Огом (Чис.21). Последним, звучащим крещендо выражением надежды становятся пророчества Валаама (Чис.22–24), относящиеся к более отдаленному будущему поколению. Рассказ о первом поколении заканчивается последним бунтом народа и смертью оставшихся представителей первого поколения (Чис.25).
Второй список переписи в Чис. 26 открывает вторую часть книги, главы Чис.26–36. Эта вторая перепись по форме почти идентична первой в Чис. 1. Однако в перепись в Чис.26 не включен ни один представитель первого поколения, исчисленного в Чис.1. Исключением стали лишь два верных соглядатая по имени Иисус Навин и Халев; они принадлежали к старому поколению, но только они действовали с верой в Бога в рассказе о разведке земли (Чис.26:63–65; ср. Чис.14:5–10, 28–34).
Во второй части Чисел со второй переписью появляется новое поколение Божьего народа, с надеждой ожидающее вхождения в Ханаанскую землю. После переписи в Чис. 26 вторая часть обрамляется вставками в главах Чис. 27 и Чис. 36. В этих вставках речь идет о правовом вопросе, касающемся дочерей человека по имени Салпаад, и вопросе о наследовании дочерьми земли после вхождения в Ханаан. Правовой вопрос о переходе земли от одного поколения к следующему решается в обоих случаях, и это задает приподнятую и оптимистическую тональность всей второй части Чисел. Если в первой части книги показана гибель целого поколения израильтян в результате бунтов и последующего суда, то во второй части не упоминается о смерти ни одного израильтянина. Израильтяне одерживают победу в первом столкновении с мадианитянами (Чис.31). Потенциальные кризисные ситуации не выливаются в бунты, а успешно преодолеваются и решаются (Чис.27:1–11; 31:14–15; 32:1–42). Даются многочисленные законы, касающиеся будущей жизни в обетованной земле (Чис.27; 34–36). Таким образом, вторая часть Чисел на всем своем протяжении приподнята и оптимистична по тону.
Образы. Несмотря на бунты Израиля, основная тема Чисел выражается в том, что конечная воля Бога в отношении Израиля состоит в благословении, а не в проклятии. Эта тема подкрепляется двумя образами. В Чис. 6:22–27 показан образ священника, который должен постоянно благословлять Израиль продолжавшимся часто использоваться Аароновым благословением:
«Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!
Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя!
Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!», Чис. 6:24–26.
Второй образ в Чис. 22–24 связан с профессиональным иноземным пророком Валаамом и его говорящей ослицей. Валаама нанял один из царей для проклятия Израиля, но Бог обратил слова Валаама не в проклятье, а щедрое благословение Израиля и его будущего царя.
Ряд образов в Числах играет определенную роль в рассказах о старом поколении в пустыне и о его многочисленных бунтах против Бога и поставленных Им вождей. История с медным змеем в Чис. 21:4–9 основывается на распространенной ближневосточной ассоциациативной связи змеи как символа злых сил и хаоса из преисподней, равно как и символа плодородия, исцеления и жизни. В Чис. 21 Бог посылает ядовитых змей для суда над непокорным Израилем. В то же время Бог поручает Моисею выставить медного змея на знамя, чтобы «когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Чис.21:9). Этот образ Моисея, вознесшего змея в пустыне, используется в новозаветном тексте Ин.3:14–15 как провозвестник Иисуса, «вознесенного» на кресте, символизируя одновременно Его смерть и воскресение/вознесение.
Среди других образов в Числах можно отметить расцветший миндалем жезл Аарона (см. ЖЕЗЛ ААРОНА), продемонстрировавший Божье избрание Аарона и левитов в качестве священников на фоне притязаний других мирских лидеров колен Израиля (Чис.17). Образы чудесной манны с неба, мяса перепелов и воды из скалы впервые появляются в Книге Исход, где все они изображаются как благосклонный ответ Бога на высказанные Израилем обоснованные требования пищи и воды в бесплодной пустыне (Исх.16–17). В Числах же манна, перепела и вода из скалы становятся поводами для бунтов Израиля и его вождей, в том числе даже Моисея и Аарона (Чис.11:20). В конечном счете даже лидеры Израиля – Моисей, Аарон и Мариамь – испытывают участь старого поколения непокорных израильтян и обрекаются на смерть за пределами Ханаанской земли (Чис.20). Поэтому Аарон передает священнические обязанности своему сыну Елеазару (Чис.20:22–29), а Моисей возлагает руку на голову своего помощника Иисуса Навина и передает бразды правления новому поколению, которое перейдет реку Иордан и войдет в Ханаан (Чис.27:12–23). Со смертью старого поколения Бог готовит новое поколение к походу. Книга Числа завершается описанием нового поколения израильтян, поднявшегося для вхождения в обетованную землю, наученного неудачами прошлых лет и вдохновленного обетованиями надежды на будущее.
См. также: ЖЕЗЛ ААРОНА; МАННА; МОИСЕЙ; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ; ПУСТЫНЯ; СКИНИЯ.
Библиография:
D. Т. Olson, The Death of the Old and the Birth of the New: The Framework of the Book of Numbers and the Pentateuh (Chico, CA: Scholars Press, 1985;
idem, «Numbers» // Harper's Bible Commentary, ed. J.L. Mays (San Francisco: Harper & Row, 1988) 182–208.