Пустыня
(Wilderness)
Слово пустыня используется для перевода нескольких еврейских (и греческих) слов, например, midbar, «место для выгона скота», что означает степь, высохшую от летнего солнца, в основном со скалистыми или песчаными почвами и минимальным количеством осадков, где селятся только кочевники; jeschimon, что означает, прежде всего, необитаемые земли по обе стороны от Иордана к северу от Мертвого моря; и akabah которое, при использовании с артиклем, указывает на земли по обе стороны от Иордана далее, по направлению к заливу Акаба, но может также обозначать просто высохший клочок земли. Таким образом, пустыня в Библии обозначает горные и равнинные регионы, которые после выпадения дождя могут быть использованы как пастбища.
Хотя часто считают, что «пустыня» как географический район, биологическое явление и образ имеет в Библии чисто отрицательное значение, значения образа пустыни в буквальном смысле колеблются от сравнительно нейтрального – в случаях употребления в качестве топографического указания на маршруты путешествий, места расположения городов и сражений, до явно негативного – при упоминании пустыни как места опасностей и смерти, бунта, наказания и искушений, а также места обитания злых духов, но этот образ может нести и позитивный оттенок – при воспоминаниях о наставлении и помощи Бога израильтянам в пустыне, Его чудесах, откровении Его воли и заповедей. Для некоторых библейских героев пустыня становится убежищем, другие же попадают туда против воли. Переносное использование образа имеет как положительное, так и отрицательное значение: сравнения и метафоры используются для указания на изменение судьбы в обоих направлениях.
Ветхозаветное использование. Многие из ссылок на пустыню в Ветхом Завете – это, естественно, указания на географические места и маршруты путешествий и, как таковые, лишены положительной или отрицательной оценки. Но иногда такое топографическое указание связано с обетованием земли – как во Втор.11:24 («Всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше; от пустыни и Ливана, от реки, реки Евфрата, даже до моря западного будут пределы ваши»; см. также Нав.15–20). В других местах в пустынных районах происходят сражения между израильтянами и их врагами, как в Нав.8; Суд.20 и 2Пар.20.
Опасность и смерть. Отрицательное значение образа отчасти связано с тяжелыми условиями жизни в пустыне. На пути из Египта в Ханаан народ Израиля странствовал по «пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды» (Втор.8:15) – месту, полному опасностей, которое сильно отличалось от Египта, где, казалось, люди наслаждались сравнительным благополучием: «Мы сидели у котлов с мясом... ели хлеб досыта» (Исх.16:3). Но и в других случаях пустыня воплощает погибель и смерть: из пустыни дует сильный ветер, который разрушил дом детей Иова (Иов.1:19).
Бунт и наказание. В ряде случаев лишения побуждали израильтян взбунтоваться против Бога и назначенных Им вождей. Они с иронией говорили, что поменяли одно зло на другое: «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне?» (Исх.14:11). Пустыня, таким образом, становится местом политического бунта, часто описываемого как «ропот» (Исх.16:2), но предполагающего активное восстание против Божьих заповедей (Чис.27:14), которое вызывало Его гнев. Об этом вспоминают пророки (напр., Иез.20:13, 21). В качестве наказания за эту неверность Бог объявляет, что израильтяне будут блуждать по пустыне сорок лет – «доколе не погибнут все тела ваши в пустыне» (см. Чис. 14:32–33; Втор.9:28). Блуждания в пустыне становятся одной из центральных тем иудейской истории; далее о ней упоминается в Книге Иова (Иов.12:24), в Псалтири (Пс.105:26) и пророках (Иез.20).
Зло и искушение. То, что пустыня считалась также местом, где в изобилии встречаются злые духи, очевидно из обряда с козлом отпущения, на которого перекладывались все грехи народа и который нес «на себе все беззакония их в землю непроходимую» (Лев.16:22). Там обитают сатиры (Ис.13:21 {«косматые»}; 34:14 {«ночное приведение»}). В других случаях пустыня упоминается как земля блуда (см. Иер.3:2). Зло, пребывающее в пустыне, искушает народ, и Сам Бог смиряет людей там, «чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет», но всегда с намерением «сделать тебе добро» (Втор.8:2, 16). День искушения в пустыне (Пс.94:8–9) и его последствия служат предупреждением для следующих поколений.
Святилище и Божье наставление. Разные районы пустыни служили людям убежищами: бегство израильтян из Египта в пустыню – самый известный пример. Бросив Иосифа в яму в пустыне, Рувим спасает ему жизнь (Быт.37:22). Давид бежит в крепость в пустыне, спасаясь от Саула (1Цар.23:14; 26:2–3), потом он делает эту историю темой псалма (Пс.54:8). Иеремия хочет покинуть свой грешный народ, удалившись в «пристанище путников», в пустыню (Иер.9:2), и призывает людей спасаться и стать подобными пустынным деревцам (Иер.48:6).
Когда Илия бежит от Иезавели (3Цар.19:4), пустыня становится не просто убежищем: Бог спасает пророка от голода и отчаяния. Ранее, во времена исхода, тяжелые условия жизни в пустыне привели к многим чудесам, превратившим блуждания израильтян в проявление Божьей славы, помощи и наставлений (Чис.14:22). Там им была послана манна – «на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное» (Исх.16:14), а также вода и перепела. Опыт спасения в «степи печальной и дикой» (Втор.32:10) неоднократно повторяется в Ветхом Завете – от речи Моисея («Господь, Бог твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих, покровительствовал тебе во время путешествия твоего по великой пустыне сей; вот, сорок лет Господь, Бог твой, с тобою; ты ни в чем не терпел недостатка», Втор.2:7) до псалмов Давида (Пс.67:8) и сравнения у Исаии, сказавшего, что Бог поведет Израиль, как коня по пустыне. Праздник кущей (до сих пор отмечаемый иудеями как суккот) – это напоминание о блужданиях народа по пустыне (Лев.23:34–36).
Поклонение и завет. Исход израильтян из Египта начинается с просьбы о разрешении провести израильтянам в пустыне религиозный праздник – фараон решительно не хотел соглашаться на это (Исх.3:18;5:1; 7:16; 8:27). Практика жертвоприношений и празднования пасхи в пустыне стала привычной (напр., Чис. 9:5). Подобным образом, скиния и Жертвенник всесожжения обычно ассоциируются с пустыней (напр., 1Пар.21:29; 2Пар.1:3). Одно из наиболее важных положительных значений образа пустыни связано с тем, что в пустыне Бог явил Себя народу – в Хориве (Исх.3) и Синае (Исх.19), когда Он вступил с израильтянами в отношения завета и дал Свои заповеди (Исх.20), – факт, тесно связывающий закон Моисея с опытом в пустыне (Исх.24:8). Мессианская сторона пустынного опыта проявляется в Ос.11:1, где Бог призывает Израиль, Своего сына, из Египта (который в Тов. 8:3 отождествляется с пустыней). В Мф.2:15 эти слова относятся к Иисусу, Который возвращается из Египта, куда Ему пришлось бежать с Марией и Иосифом.
Новозаветное использование. В Новом Завете образ пустыни имеет все те же значения, что и в Ветхом. Память израильтян о событиях в пустыне проявляется в обращении Иисуса к фарисеям (Ин.6:31–32, 49), речи Стефана перед синедрионом (Деян.7), предупреждении Павла, обращенном к коринфянам, чтобы они не стали идолопоклонниками (1Кор.10:31), и Послании к евреям (Евр.3:8–11).
Ветхозаветное представление о пустыне как о месте, пропитанном злом, также отражено в Новом Завете: одержимого бес гонит в пустыню (Лк.11:24); Иисус постится в пустыне, с дикими зверями, и подвергается там искушениям дьявола (Мф.4:1–11). Но ведет Его туда Дух, и ангелы служат Ему. Павел сталкивается с опасностью в пустыне (2Кор.11:26). Иоанн попадает в пустыню, где видит женщину на багряном звере, «преисполненном именами богохульными» (Откр.17:3). Но пустыня – это также святилище женщины Апокалипсиса, которая бежит туда, спасаясь от дракона (Откр.12:6, 14). Зло можно преодолеть молитвой и силой Бога: Иисус удаляется в пустыню, чтобы помолиться (Мк.1:35; Лк.5:16), и совершает некоторые из Своих чудес в пустыне, например, кормит толпу (Мф.14:21; 15:32–39).
В Новом Завете пустыня – это также место откровения и провозглашения Благой Вести. Как предсказывал Исаия (Ис.40:3), Иоанн Креститель живет в пустыне (Лк.1:80); здесь к нему приходит слово Божье (Лк.3:2), здесь он проповедует и крестит (Мк.1:3–5). Филипп проповедует ефиоплянину в пустыне между Иерусалимом и Газой (Деян.8).
Переносное значение. В библейских писаниях и псалмах образ пустыни используется в качестве метафоры, сравнения и метонимии. Засушливость пустыни, в которой скрывается Давид, побуждает его сравнить с ней свою жажду Бога: «Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс.62:2).
Наиболее ярко выражено в Библии противопоставление пустыни плодородным почвам, а могущество Бога часто описывается как способность превратить одно в другое. Так, в псалме чудесные деяния Бога описываются как подобное изменение ситуации:
Он превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу,
землю плодородную – в солончатую, за нечестие живущих на ней.
Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую – в источники вод;
и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания (Пс.106:33–36; Ис.50:2).
Многие эсхатологические объявления у пророков содержат этот образ. Например, Исаия говорит об излиянии Духа в пустыню, в результате чего она превратится в цветущее поле (Ис.32:15), и даже пустыня Сиона станет подобна Едему (см. САД). Напротив, Божий суд описывается как опустошение плодородных мест (Иер.4:26), и Его гнев уподобляется «ветру пустынному» (Иер.13:24). Конечно, для людей, живущих в пустыне или рядом с ней, эти образы имели ярко выраженное метонимическое значение; они воспринимали засуху и погибель, а также дождь и хороший урожай как Божьи деяния.
Но образное использование понятия пустыни выходит за рамки метонимии: пустыня сравнивается с Израилем (Ос.2:3) или – иронически – даже с Богом, Который спрашивает: «Был ли Я пустынею для Израиля?» (Иер.2:31). В Новом Завете это происходит в контексте прототипических ссылок – когда Иисус сравнивает Себя (Ин.3:14) с медным змеем, поднятым Моисеем в пустыне ради спасения народа от укусов змей, посланных Богом для наказания народа за грехи (Чис.21).
В притчах Иисуса много упоминаний о пустыне, обычно как о месте зла и опасности, потерянности и духовного упадка. Пустыня – место действия различных историй – о грабеже, жертву которого спасает добрый самарянин (Лк.10:25–37), и о поиске заблудшей овцы (Лк.15:4); пустыня окружает плодородные почвы в притче о сеятеле (Мф.13:1–8).
Американские пуритане, представляющие себя новым народом Израиля, стали считать пустоши Новой Англии, среди которых они жили – несмотря на очевидные отличия, – соответствием библейской пустыни, то есть царством дьявола и его бесов. Просвещение привело к положительному отношению к пустыне и ее обитателям, но прославления «девственной земли» и «благородной дикой природы» обычно не включали в себя теофаний или воспоминаний о Божьих наставлениях. Материализм западной цивилизации последнего времени привел к замене этого идеалистического представления положительным образом иного рода: пустынные районы стали рассматриваться как потенциальные залежи природных ресурсов, опять же без духовных оттенков, присутствующих в Ветхом и Новом Завете. Даже противостоящее такому отношению современное экологическое движение в основном ценит пустыню не как место теофании, но как заповедник дикой природы, который стоит сохранить для будущих поколений. В современной культуре нет места для библейских образов пустыни.
В итоге, пустыня – двойственный образ Библии. Это место лишений, опасности, нападений и наказаний, но также и место, где Бог избавляет Свой народ, заботится о нем и являет Себя.
См. также: ЗАПУСТЕНИЕ, ПУСТОШЬ, ПУСТЫНЯ; ЗЕМЛЯ; ЗЕМЛЯ, ГДЕ ТЕЧЕТ МОЛОКО И МЕД; ИОРДАН, РЕКА; ИСХОД, ВТОРОЙ ИСХОД; ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ; СИНАЙ.
Библиография:
R. Nash, Wilderness and the American Mind (3d ed.; New Haven, CT: Yale University Press, 1982);
M. D. Howe, The Garden and the Wilderness: Religion and Government in American Constitutional History (Chicago: Chicago University Press, 1965).
О. Bocher, «Wilderness etc.», NIDNTT 3:1004–15;