Исход, второй исход
(Exodus, second exodus)
Тема исхода (не только в связи с Книгой Исход) – один из общих для всей Библии образов. Собственно исход Израиля из Египта описан в последних четырех книгах Пятикнижия и стал богатейшим источником ссылок для ветхозаветных авторов. В нем выражается ветхозаветная история искупления как освобождения от зависимости. В Новом Завете это освобождение в буквальном смысле нашло метафорическое и духовное исполнение в искуплении Христа. Основной смысл образа сохраняется в метафорическом значении, которое это понятие приобрело в западном обществе: исход был переходом от рабства к свободе и достижением цели (земли обетованной). Ветхозаветное значение исхода выразил Моисей в своей прощальной речи перед Израилем:
Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня,
в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба:
бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему?
Слышал ли какой народ глас Бога, говорящего из среды огня, и остался жив,
как слышал ты?
Или покушался ли какой Бог пойти, взять себе народ из среды другого народа
казнями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею высокою,
и великими ужасами, как сделал для вас Господь, Бог ваш, в Египте
пред глазами твоими? Тебе дано видеть это, чтобы ты знал,
что только Господь [Бог твой] есть Бог, и нет еще кроме Его (Втор.4:32–35).
По словам Моисея, исход был удивительной серией событий, дающих ключ к пониманию Пятикнижия. Что еще более существенно, совершенное Богом через исход освобождение дало толчок для написания Библии. Хотя в Бытии излагаются события до исхода, в целом содержание первых пяти книг Библии основывается на событиях, связанных с исходом.
Нет ни одной другой ветхозаветной темы, значение которой было бы так важно понять. Ни одно другое событие не играет такой роли в общей структуре обоих Заветов. Наше представление об освобождении и искуплении, о пребывании Бога среди Своего народа, об отделении Богом народа для Себя и так далее уходит корнями в этот комплекс событий. И именно потому, что тема исхода до такой степени пронизывает всю Библию, задача раскрытия и истолкования тематического использования этого образа приобретает огромное значение.
Что собой представляет исход? Для рассмотрения символического использования темы исхода необходимо сначала ответить на три взаимосвязанных вопроса:
1) Каков в историческом плане конечный пункт этих событий: переход Красного моря? прибытие к горе Синай? сооружение скинии? первая неудачная попытка войти в Ханаан? конец сорокалетнего периода странствий? переход Иордана и вступление в обетованную землю? успешное в целом завоевание земли при Иисусе Навине? завершение завоевания последующими поколениями?
2) Какие основные сюжетные линии общего рассказа используются символически?
3) Что означают эти различные темы?
На основании Нав.4:19–24, Пс.113:1–8 и Пятикнижия, действие в котором заканчивается в момент, когда Израиль был готов войти в обетованную землю, можно сделать вывод, что события исхода охватывают период от египетского рабства до подготовки к переходу реки Иордан после сорока лет странствий по пустыне. Разумеется, тему странствий вполне допустимо выделить в самостоятельную сюжетную линию, но освобождение и странствие настолько тесно связаны между собой, что их разумнее рассматривать вместе. Тема завоевания выглядит несколько иначе и представляет собой продолжение исхода.
Связанные с темой образы. Установив рамки событий, необходимо определить важнейшие сюжетные линии, используемые в качестве тематических образов. Таковыми в Библии выглядят следующие сюжетные линии и образы, соотносящиеся с исходом: скиния, жертвенник, пустыня, странствие, сорок лет, гора Божья, темное Облако, столп огненный/облачный, Небесный Воитель, мышца/рука Господа, руководство, пастырство, перенос, стези в пустыне, угнетение, избавление от угнетения, разделение вод, казни (бедствия), суд, чудеса, могущественные дела, пасха, спасенный первенец, пир (Исх.24), скала в пустыне, вода из скалы, манна, полет на орлиных крыльях, Богоявление, посредник, глас Божий, завет и образы, связанные с законом.
Кроме того, терминология в исторических разделах Пятикнижия при описании исхода и связанные с темой образы, используемые позднейшими авторами в привязке к событиям исхода, могут значительно видоизменяться. Например, Исаия не раз говорит о стезях в пустыне, но в исторических рассказах образ «стези» не используется. Некоторые другие темы настолько тесно связаны с исходом, что можно только догадываться, соотносится ли конкретно с ним то или иное упоминание о них. Например, во всех ли случаях образ Небесного Воителя указывает на исход?
Один из очевидных образов, связанных с исходом, – рука и мышца Господа. Выражение «рука сильная и мышца простертая» играет почти символическую роль для изображения силы Бога, проявленной во время исхода. Вместе с тем, хотя обычно это выражение прямо соотносится с исходом, в различных пророческих и поэтических книгах образ руки и мышцы используется также применительно к новым ситуациям, требующим освобождения (Ис.52:10).
Метафорические значения. Основной смысл исхода состоит в освобождении и спасении. По этой причине исход стал основанием и объяснением послушания, самосознания и веры Израиля. Что касается послушания, именно исход послужил основанием для призыва Бога к Израилю вступить с Ним в заветные отношения (Исх.20:2; Втор.5:6), а также уважительно относиться к чужакам, рабам и другим людям (Втор.15:12–18). Что касается самосознания, исход был временем, когда Бог сформировал Израиль как Свой народ (Исх.19:5), как царство священников (Исх.19:6) и народ, свободный от власти и владычества над ним других народов. Что касается веры, исход стал свидетельством необходимости упования на силу, водительство, праведность и любовь Бога. Бог способен освободить посредством Своей великой силы (Втор.4:32–35), Он выступает на стороне угнетенных (Втор.10:12–22), и Им движет любовь (Втор.7:7–8). Тема первого исхода использовалась пророками и поэтами применительно к новым ситуациям, когда требовались освобождение, послушание, проявление самосознания и вера. Исаия, например, воспользовался символикой исхода, чтобы пробудить в читателях веру и надежду, что Бог возглавит второй исход и выведет израильтян из плена с помощью таких же удивительных дел и такой же силы, которые Он продемонстрировал во время исхода из Египта (Ис.40:1–11).
Использование темы исхода. Первое использование темы исхода мы видим в Нав.4:19–24, где разделение вод Красного моря прямо сравнивается с разделением вод Иордана. Этот отрывок служит ясным библейским примером применения тематического повтора и типологического метода.
В целом картина использования и развития темы исхода в Ветхом Завете выглядит примерно так: вхождение в обетованную землю и ее завоевание в Книге Иисуса Навина изображается повторением опыта исхода в следующем поколении. В Книге Судей описаны циклы угнетения Израиля и его освобождения рукой Господа, когда народ взывал о помощи. Книги Царств можно рассматривать как рассказ о переходе от неустойчивости, присущей странствиям исхода, к стабильной ситуации с царем и храмом, а затем о возврате к зависимости. Пророки превращают первоначальный исход в новый исход. Подобно тому как в прошлом Бог освободил Израиль из Египта, Он освободит его в будущем от рабства плена.
В Новом Завете тоже есть целый ряд заимствований из темы исхода: служение Иоанна Крестителя описывается словами из Ис.40:3–4 как «подготовка пути в степи». Иисус изображается новым Моисеем, проведшим сорок дней в пустыне без еды и выступившим с проповедью на горе, чтобы представить закон в новом свете. О Своем воскресении Иисус говорит как о руководстве исходом (Лк.9:31). В 1Кор.10:1–5 сказано, что Христос есть тот камень, который был в пустыне во время исхода. В Евреям Иисус сравнивается с Моисеем (Евр.3:1–18), христиане с израильтянами (Евр.4:1–3), храм небесный со скинией (Евр.9:1–10), а Иисус с первосвященником (Евр.6:20). В Евр.12:18–24 говорится о переходе от горы Синай к горе Сион (подобно тому, как Исаия преобразовал тему исхода, переместив центр внимания на Сион). Наконец, множество образов, связанных с темой исхода, есть в Книге Откровение (напр., бедствия, женщина, перенесенная в пустыню на крыльях орла [Откр.12:14]).
Методику использования темы исхода библейскими авторами можно уяснить на конкретном примере Пс.143. На первый взгляд, в нем как будто бы нет ничего связанного с исходом. Тем не менее Бог в этом псалме назван твердыней, явно присутствует тема Небесного Воителя (Пс.143:5–7), показаны иноплеменники и многие воды, о защите от которых просит псалмопевец. В итоге на земле наступает мир для людей и домашних животных.
Развитие темы. По ходу развития истории искупления дополнительный смысл приобретает и тема исхода. Исход повторяется несколько раз: при переходе через Иордан, в серии освобождений от угнетения в период судей, в возвращении из плена, при первом пришествии Христа и при Его конечном пришествии. Надежда крепнет, когда явление силы Божией и связанные с ним чувства переносятся с исхода на другие аналогичные ситуации в истории Израиля, когда Божий народ нуждался в освобождении. Каким бы великим ни было освобождение Израиля во время первого исхода, совершенное Христом спасение выше (Евр.2:1–4). Отзвуки мыслей, высказанных во Втор.4:32–35 (приведенных в начале статьи), можно услышать в следующем описании спасения, предтечей которого был исход:
Ибо, если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление
и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим,
вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом,
в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании
от Бога знамениями и чудесами, и различными силами,
и раздаянием Духа Святого по Его воле? (Евр.2:2–4).
См. также: БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ; ГОРА; ЕГИПЕТ; ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА; ИЗГНАНИЕ, ССЫЛКА, ПЛЕН; КНИГА ИСХОД; МАННА; МОИСЕЙ; МОРЕ; МЫШЦА; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; ПУСТЫНЯ; РАБ, РАБСТВО; СИНАЙ; СКИНИЯ; ТВОРЕНИЕ; ФАРАОН; ЯЗВА, БЕДСТВИЯ, КАЗНИ.
Библиография:
D.Daube, The Exodus Pattern in the Bible (London: Faber & Faber, 1963);
T. Longman III and D. G. Reid, God Is a Warrior (Grand Rapids: Zondervan, 1995);
R. E. Nixon, Exodus in the New Testament (London: Tyndale, 1963);
S.Talmon, «The Desert Motif in the Bible and in Qumran Literature» //Literary Studies in the Hebrew Bible, ed. S.Talmon (Leiden: E.J. Brill, 1993) 216–254.