Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Книга Исход

(Exodus, book of)

В Книге Исход рассказывается о зарождении Израиля. Книга охватывает длительный период времени рабства народа в Египте и его освобождения Господом, чтобы сделать его «царством священников и народом святым» (Исх.19:6). Более конкретно действие перемещается от порабощения в Египте до освобождения при Моисее (Исх.1–15), описывается странствие к горе Синай, известной также под названием Хорив (Исх.16–19), где был дан закон (Исх.20–24), а также даются подробные инструкции по устройству скинии (Исх.25–40). В этих последних главах излагается также известная история о «золотом тельце» и о ее последствиях (Исх.32–34).

Тематическое единство. В рассказе о зарождении Израиля присутствует несколько взаимосвязанных тем. Определенное единство их кажущейся разнородности придает тема Божьего присутствия среди Своего народа. Эту всеохватывающую тему можно разбить на несколько подтем. Одна из них – связь с прошлыми обетованиями. Присутствие Израиля в Египте было не случайным. Бог был со Своим народом, когда он входил в Египет (Быт.46:3). Тот факт, что в Исх.1:1 практически буквально повторяются слова из Быт.46:8 (см. также Быт.46:26), показывает намерение автора подчеркнуть, что пребывание Израиля в Египте не противоречило Божьим обетованиям патриархам (ср. также с Быт.15:13–16). Освободив израильтян, Бог продемонстрировал верность прежним заветам, особенно учитывая склонность израильского народа к неповиновению (см. ниже). Зарождение Израиля было неизбежным следствием Божьего замысла, независимо от содержания Книги Исход.

Вторая тема – освобождение от рабства. Когда израильтяне находились в Египте, Бог слышал их стоны и исполнился решимости освободить их (Исх.3:7–10). Он был готов перевести их через море, невзирая на их явное сопротивление (Исх.14:10–14). Основной мотив при описании совершенного Богом освобождения находит выражение в образе Бога как Небесного Воителя. Хотя «вышли сыны Израилевы вооруженные» (Исх.13:18), битва за освобождение израильтян была Божьей битвой: «Господь будет поборать за вас» (Исх.14:14). Ангел Божий повел израильтян к морю и всю ночь стоял между ними и египетской армией (Исх.14:15–20). Перейдя море, израильтяне воспели хвалу славным деяниям сражавшегося за них Бога: «Господь муж брани, Иегова имя Ему» (Исх.15:3).

Третья тема связана со скинией. В Исх.25–40 (за исключением Исх.32–34) излагаются подробные инструкции по устройству скинии. Именно в ней проявлялось присутствие Бога среди Его народа: «Ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева, во все путешествие их» (Исх.40:38). Тот факт, что скиния была переносной, еще более подчеркивает ее функциональное назначение как места пребывания Бога со Своим народом. Речь идет именно о святом присутствии Бога среди Своего народа. Конкретность руководства по возведению скинии демонстрирует святость пребывания святого Бога Израиля.

Четвертая важная тема Книги Исход – закон. Предоставление закона (Исх.19–24) стало письменным выражением Божьей заботы о Своем народе. Получение закона у горы Синай занимает центральное место в истории переселения Израиля из Египта. Закон не был бременем, он служил, скорее, заявлением Бога о необходимости надлежащего ответа со стороны народа на Его присутствие, чтобы оно продолжалось. Именно потому, что израильтяне должны были стать у Бога «царством священников и народом святым», они получили особые указания, касающиеся их ответственности в рамках этих отношений (Исх.19:5–6).

Важное место в Исходе занимает также тема ропота и неповиновения Израиля. На протяжении всей книги проявляется подспудная тенденция неверия Израиля в Божье освобождение, несмотря на чудеса, свидетелем которых он был. Намек на это мы видим даже в сопротивлении Моисея Божьему призыву освободить израильтян (Исх.3–4; особенно Исх.4:13). Первой реакцией израильтян на Божье освобождение была жалоба (Исх.5:1–21), вслед за чем Моисей вновь выразил неуверенность в возможности выполнения стоящей перед ним задачи (Исх.6:12). Когда пришло время переходить через море, израильтяне засомневались в Боге при первом признаке опасности, в результате чего Моисею пришлось сделать им строгое внушение за отсутствие веры (Исх.14:10–14). После перехода моря люди начали роптать по-настоящему. Сначала вода стала горькой, но Бог сделал ее сладкой (Исх.15:22–27). Затем стало не хватать пищи, и Бог дал им хлеба и мяса (Исх.16). Тем не менее, едва получив это чудесное обеспечение, они опять начали жаловаться на отсутствие воды, которую Господь снова дал им (Исх.17:1–7). Ропот израильтян вылился в открытый бунт в Исх.32, когда во время долгого отсутствия Моисея израильтяне изготовили идола, нарушив тем самым первые две заповеди. В образах ропота и неповиновения поведение израильтян противопоставляется терпеливому и неизменному присутствию Бога среди Своего народа.

Еще одна тема книги – творение. Слова в Исх.1:7 («а сыны Израилевы расплодились, и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та») напоминают Быт.1:28 («плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю»). Находясь в Египте, израильтяне исполняли данную при сотворении заповедь размножаться. Именно это численное преумножение встревожило «нового царя» (Исх.1:8) и побудило его принять разного рода меры по ограничению их роста. Грех фараона состоял не столько в порабощении израильтян, сколько в попытке воспрепятствовать исполнению заповеди творения.

В этом отношении более ясное значение обретают казни египетские и переход через море. Казни фактически представляли собой изменение сотворенного Богом порядка. Это было наказанием и, в конечном счете, уничтожением врагов Бога посредством освобождения хаотичных сил творения: изменилась вода (первая казнь); туда, где был свет, возвратилась тьма (девятая казнь; см., в частности, Исх.10:21); пострадали животные и другие творения (напр., пятая казнь); умирали даже люди (десятая казнь). В конце концов египтяне погибли в воде, которую Бог усмирил при сотворении мира и которая теперь была выпущена на свободу. Но израильтян это изменение порядка творения не затронуло. Более того, они были «сотворены», пройдя через разделенные воды (подобно тому, как воды были разделены в Быт.1:6–10), и преобразованы в святой народ.

Высказывается также мнение, что символика творения распространяется и на скинию, являющую собой земное обозначение Эдема, в которой присутствие Бога пребывает во всей своей полноте, как когда-то в саду. В этом смысле скиния стала еще одним актом творения, новым местом пребывания Бога со Своим народом.

Важное значение имеет также антиэпическая и антигероическая тема. В традиционных эпических поэмах хвала возносится народу автора, здесь же она возносится Богу. Эпические герои обычно изображаются преисполненными уверенности в себе. Моисей же неохотно берет на себя роль лидера. В отличие от рассказов, в которых человек ведет свой народ к победе, совершая сверхчеловеческие подвиги на поле битвы, в этом эпическом произведении все могущественные свершения по освобождению народа относятся на счет Бога. Традиционная тема вооруженного конфликта уступает место нравственной и духовной войне. Различие между божественной добродетелью и человеческой слабостью подчеркивается тем, что израильтяне десять раз подвергали Бога постыдному испытанию (вынесенный Богом в Чис. 14:22 приговор на основании десяти случаев, когда народ роптал или бунтовал против Божьего провидения). Антиэпическая тема Исхода достигает апогея в песни Моисея незадолго до смерти (Втор.32).

Основные образы. Наряду с отмеченными выше темами, композиционное единство книги выражается отчасти в использованных в ней образах, в том числе в повторяющихся архетипах и типовых сценах. Главное место среди них занимает образ путешествия (присутствующий в самом названии книги) – физического передвижения молодого народа из Египта по пустыне. У находящегося в пути и испытывающего лишения сообщества, естественно, возникают конфликтные ситуации (с окружающей средой, с соседними народами, с Богом, со своими вождями), а также напряженные отношения между самими путешественниками. Среди других образов, связанных с путешествием, занимающим центральное место в книге, можно отметить посвящение, тяжелые испытания, поиск обетованной земли, избавление. Важное значение имеют также повествовательные особенности книги. Рассказ об исходе по своей сути является приключенческим. Народ постоянно находится под угрозой. Подчеркивается значение характера человека (как во всех рассказах об опасных путешествиях и войнах). Регулярно происходят чудесные события. Преобладает атмосфера опасности и неопределенности. Разнообразие переживаемых приключений выражается в характере нависшей угрозы, продолжительности рассказа о том или ином событии, сцене действия, резкости или мягкости предпринимаемых действий и типе излагаемого материала (напр., внешние действия, перемежающиеся сценами речей или получения закона).

Действие тоже развивается по определенной схеме с повторяющимися составными частями. Например, неоднократно повторяется следующая последовательность: кризис (в котором подразумевается испытание народа), жалобы, призыв к Богу, божественное вмешательство, откровение/выговор от Бога (напр., Исх.14:10–18, 30–31; 15:22–26; 16:1–7,31–35; 17:1–7). На более поздних этапах (примеры мы видим также в Книге Числа), когда отпадение народа от Бога усиливается, откровение все чаще сопровождается судом или наказанием.

Встречаются также конкретные образы, в том числе огонь, вода, земля, скала, гора, еда, манна, пустыня, мясо, жажда и рука (особенно Божья). Важную роль в рассказах о десяти казнях и о странствии по пустыне играют природные стихии. На память приходят также отдельные выразительные картины, такие как разделенное море, земля, где течет молоко и мед, являющая собой конечную цель странствия, пляска вокруг золотого тельца, сцена, когда Моисей в ужасе бросил на землю скрижали откровения, сияющее лицо Моисея после встречи с Богом, внезапная смерть как Божье наказание, вода, текущая из скалы.

См. также: БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ; ГОРА; ЕГИПЕТ; ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА; ЗАКОН; ИЗГНАНИЕ, ССЫЛКА, ПЛЕН; КНИГА ВТОРОЗАКОНИЕ; КНИГА ЧИСЛА; МАННА; МОИСЕЙ; МОРЕ; МЫШЦА; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; ПУСТЫНЯ; РАБ, РАБСТВО; СИНАЙ; СКИНИЯ; ТВОРЕНИЕ; ТЕОФАНИЯ, БОГОЯВЛЕНИЕ; ФАРАОН; ЯЗВА, БЕДСТВИЯ, КАЗНИ.

Библиография:

R. В. Dillard and Т. Longman III, An Introduction to the Old Testament (Grand Rapids: Zondervan, 1994);

J. I. Durham, Exodus (WBC 3; Waco, TX.: Word, 1987);

D.A. Gowan, Theology in Exodus (Louisville: Westminster John Knox, 1994);

M.G. Kline, Images of the Spirit (Grand Rapids: Baker, 1980).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle