Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Творение

(Creation)

Творением в Библии называются как действия Бога по созданию вселенной, так и результат этого процесса. Основной и изначальный текст – рассказ о сотворении мира в Быт.1, однако в дальнейшем он дополняется и украшается множеством последующих ссылок на творение. В основе отдельных конкретных образов лежит предпосылка, что telos (цель) творения заключается в служении Богу и в Его прославлении. В воспевании Христа в Кол.1 заявляется, что «все Им [Христом] и для Него создано» (Кол.1:16), а старцы в Откр.4 воздают хвалу Богу, ибо «Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр.4:11).

Нормативные установки и действующие силы. Один из первых факторов, привлекающих внимание в рассказе о творении, заключается в различии (или даже противоречии) между нормативными установками и действующими силами, порядком и безудержностью, единственным актом сотворения и процессом биологического воспроизводства. С одной стороны, творческое деяние Бога означает приведение в порядок. Земля была «безвидна и пуста» (Быт.1:2), и Бог приступил к систематизации первобытного хаоса. Эта тема раскрывается на фоне древних мифологических представлений о сопротивлении, которое встретило упорядочение хаоса. В месопотамских, египетских и даже ведических индийских мифах рассказывается о враждебно настроенном к богу-творцу хаосе. В каждом из таких мифов бог-творец побеждает хаос, который, тем не менее, остается постоянной угрозой. В библейском рассказе есть определенное сходство с подобными мифами в том смысле, что Бог преобразует хаос в порядок, но, в то же время, в Библии нет ни малейших намеков на какую бы то ни было угрозу или враждебность со стороны хаоса, которому Бог придает надлежащую форму. На протяжении всей Библии акцент делается на том, что Бог держит под контролем силы, направленные на разрушение мира, а не на сохранение его целостности.

По мере приведения отдельных частей в порядок Бог произносит повеления, которые немедленно исполняются. Результаты некоторых Его конкретных дел, играющих основополагающую роль в ходе процесса, выражаются глаголами «создал», «отделил» и «поставил». Рассказ следует неизменной схеме на каждый день творения, состоящей из пяти частей: объявления («и сказал Бог»), повеления («да будет»), демонстрации результата («и стало так» или «создал Бог»), оценки результата («это хорошо») и указания на временные рамки. Даже разделение на дни придает процессу творения определенную упорядоченность.

Но наряду с этими образами порядка есть и образы плодородия и действующих сил. В этих случаях рассказ о Божьем чудодейственном слове сменяется рассказом о биологическом воспроизводстве, и мы читаем о «траве сеющей семя», «дереве плодовитом, приносящем... плод, в котором семя его», воде, производящей пресмыкающихся, и здесь мы видим повеление творению: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле». Это уже образы безудержной энергии и изобилия. Стандартным формулировкам для дней творения противопоставляется разнообразие сотворенных существ и глаголов, характеризующих совершаемые Богом дела («сотворил», «создал», «сказал», «увидел», «назвал»). Одинаковость каждого дня творения компенсируется прогрессом, достигаемым в каждый из них.

То же самое соотношение творения как установленной нормы с проявлением действующих сил мы видим на всем протяжении Библии. С одной стороны, показаны картины, как Бог проводит «черту... над поверхностию воды, до границ света со тьмою» (Иов.26:10), возводит землю, как здание (Иов.38:4–6) и устанавливает границы, запоры и ворота для моря, говоря: «Доселе дойдешь, и не перейдешь» (Иов.38:10–11; ср. Притч.8:26–29). А с другой стороны, есть образы моря, кишащего «пресмыкающимися, которым нет числа» (Пс.103:25), и земли, «полной произведений Твоих» (Пс.103:24).

Образы благости и восхищения. Важное место занимает также образ «хорошей земли». Факт, что Бог лично создал материальный мир и назвал его «хорошим» и «хорошим весьма», резко контрастирует с последующими греческими и иными философскими и богословскими представлениями, в которых материальный мир рассматривается по сути своей порочным и подозрительным в нравственном отношении. Но в таких взглядах вряд ли учитывалось восхищение, с которым Бог отнесся к результатам совершенной Им работы. В заявлении Бога выражались одновременно благословение и радость. Хороший означает «прекрасный». Хороший весьма – «совершенный».

Радость, с которой Бог создавал творение, служит одной из тем Книги Иова и нескольких псалмов. В Иов.38–41, отвечая на жалобы Иова в адрес Бога, Он напомнил Иову о величии Своей силы и чудесах совершенных Им дел, возвращая тем самым Иову надлежащее чувство трепета. Бог показал Иову величественность звезд и других космических структур, разнообразие погодных условий и удивительное многообразие живых существ, населяющих землю. В этих главах не может не поражать восхищение, с которым Бог относится к сотворенному Им многогранному миру и к экзотическим созданиям, которые Он вызвал к жизни (в том числе, страусу, гиппопотаму и крокодилу).

В псалмах больше говорится о радости, которую творение получает от своего Творца, чем о восхищении Творца Своими делами. Но, по сути, первое – просто естественная реакция на второе. Так, в Пс.103 говорится о восхитительной заботе Бога обо всех Своих созданиях и выражается надежда, что Господь радуется Своим делам в той же мере, в какой Его творения находят радость в Нем (Пс.103:31). Левиафан резвится в море (Пс.103:26), а персонифицированная премудрость «веселилась на земном кругу», когда Бог создавал мир (Притч.8:30–31). В Пс.148 все творение призывается хвалить Господа за Его дела. Эти образы показывают, сколько радости связано с творением. Бог радуется многообразию физических форм и моделей поведения в творении, а творение находит радость в Боге, Который создал его.

Артистичность и мастерство. Одно из последствий веры в то, что вселенную сотворил именно Бог, выражается в представлении о видимом мире не просто как о наборе определенного рода явлений, а как о высоком свершении. Такому пониманию способствуют образы артистичности и мастерства, с помощью которых библейские авторы изображают творение. Схему Быт.1 с ее четко симметричной композицией и церемониальным следованием определенному образцу едва ли можно рассматривать без учета художественных категорий. Сначала Бог сотворил три сферы (свет, небо и воду, сушу и растительность), а затем в том же порядке наполнил их соответствующими телами (светилами, птицами и морскими животными, сухопутными животными и людьми). Все это можно сравнить с работой художника, наносящего краски на холст. В Быт.2 антропоморфический Бог насаждает и орошает сад, создает Адама и животных из праха земного и извлекает из Адама ребро для сотворения Евы. Деревья в созданном Им мире функциональны («хороши для пищи») и эстетичны («приятны на вид» [Быт. 2:9]). Нет ничего удивительного, что псалмопевец назвал творение делом перстов Бога (Пс.8:4) или что премудрость сказала о горах, что они «водружены» Богом (Притч.8:25).

Но излюбленные образы библейских авторов в этом отношении связаны с Созиданием и архитектурой. Прочность и устойчивость земли ведут к использованию метафоры о закладке Богом основания земли (Иов.38:4; Пс.101:26; 103:5; Притч.8:29; Ис.48:13). Творение – это здание с краеугольным камнем (Иов.38:6). Тщательность планирования, функциональная разумность и эстетическая гармония находят выражение в образах определения размеров, распределения частей, закладки оснований, разметки и взвешивания (Иов.38:5–6; Притч.8:27–29; Ис.40:12).

Образы обычных домашних дел. Следствием такого антропоморфизма становится сравнение работы Бога по сотворению мира с обычными домашними делами. В результате чудо показывается повседневным делом – природными силами Бог управляет без всяких усилий, подобно человеку, занимающемуся домашним хозяйством.

Например, в картине покрытия земли морем, «как одеянием», и вод, бегущих от Его гласа (Пс.103:6–7), псалмопевец изображает Бога как небесного Родителя, укрывающего детей или распекающего их. Бог «простирает небеса, как шатер» (Пс.103:2), и бросает град с такой же легкостью, с какой человек выметает накопившийся за день мусор (Пс.147:6). Он «затворяет море воротами», из облаков делает «одежду», а из мглы «пелену» (Иов.38:8–9). Он также «завязывает воду в одежду» (Притч.30:4).

Творение ex nihilo. Хотя в Библии факту сотворения из ничего не уделяется такого внимания, как в христианском богословии, он, тем не менее, представляет собой важный библейский мотив. Яснее всего об этом сказано в Евр.11:3: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое». Такой образ творения оказывает влияние на наше понимание Бога (Он отделен от Своего творения) и самого творения (оно полностью зависит от Бога, но не является Его эманацией). В библейских образах творения проводится четкое различие между творением и Творцом (Рим.1:25). Во второй заповеди, запрещающей делать себе кумира (Исх.20:4–6), отражается смысл Быт.1 и дается ясно понять, что Бог крайне ревниво относится к тому, чтобы Его не смешивали и не отождествляли ни с чем в сфере творения.

Не соблюдающие этого различия подвергаются самому суровому осуждению и становятся объектами презрения. Так, Израиль был сурово наказан за поклонение Господу в образе золотого тельца (Исх.32:1–29). Северное Царство было в конце концов уничтожено за повторение того же греха, выразившегося в следовании порочной практике Иеровоама, сына Наватова (3Цар.12:25–33; 4Цар.17:21–23). Плотник, создавший идола в образе человека из куска дерева, оставшегося от бревна, которое он использовал для приготовления пищи и обогрева, и поклоняющийся ему, подвергается безжалостному осмеянию (Ис.44:13–20). Наконец, апостол Павел пишет о гневе Божьем в отношении нечестивых идолопоклонников, которые отошли от истины «и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим.1:23). Библейский образ творения как результата работы небесного Творца в определенном смысле лишает природу божественности в противовес политеизму (населяющему землю местными божествами) и пантеизму (приравнивающему видимое творение к божеству).

Творение как откровение. Но та же точка зрения, которая лишает природу божественности, делает ее Божьим откровением и наполняет ее реалиями, указывающими на Бога. Факт, что все сущее исходит из творческой работы Бога, означает, что все в мире так или иначе свидетельствует о сотворении и раскрывает Творца. По Библии, каждый камень, каждое дерево и каждое живое существо свидетельствуют о Боге, проповедуют Его славу и вещают о делах рук Его (Пс.8:2; 18:2; 103; 148). О творении мы вполне можем говорить как о небесном послании (ср. Пс.103:3–4).

В Притчах эта тема получила яркое развитие в образе персонифицированной премудрости, рассказывающей о том, как она находилась рядом с Господом, когда создавалась земля и мудро закладывались ее основания (Притч.8:22–31). Суть в том, что в сотворенном Богом мире отразилась Его мудрость, и ее может различить всякий, кто искренне стремится увидеть ее (Притч.8:1–21). Но поскольку источник этой мудрости – Сам Бог, мудрость должна начинаться с признания Господа и Его почитания (Притч.1:7). Эта божественная мудрость запечатлена в творении настолько явно, что, по словам Павла, у отказывающихся признать это свидетельство бытия и силы Бога нет никаких оправданий перед лицом грядущего суда (Рим.1:18–21).

Итак, творение в Библии связывается с образами знания и мудрости. Голос из бури в конце Книги Иова показывает образы порядка и мудрости в качестве доказательства высшего знания Бога (Иов.38:1–2) и величия Его силы (только Он способен управлять всеми перечисленными творениями). В псалмах читаем, что Бог «поставил горы силою Своею» (Пс.64:7), «все соделал... премудро» (Пс.103:24), «сотворил небеса премудро» (Пс.135:5). Не удивительно, что само творение «открывает знание» (Пс.18:3).

Искупление как творение. Последний мотив – отношение библейских авторов к искуплению (избавлению) как к вершине Божьих творческих дел. В этом нет ничего удивительного, поскольку многие важные составляющие творения пострадали или разрушились в результате грехопадения. Поэтому, как и можно было предположить, темы искупления и творения в Библии тесно переплетаются.

Искупительное служение Христа показывается как восстановление тех аспектов творения, которые были утеряны или пострадали вследствие грехопадения. Возродившийся во Христе человек – «новая тварь» (2Кор.5:17). Грехопадение подчинило суете все творение, которое теперь с надеждой ожидает освобождения от нынешнего рабства тлению в свободу славы детей Божьих (Рим.8:19–21). Творение наблюдает за искуплением человека, поскольку его собственное освобождение зависит от освобождения сынов Божьих. Оно поет, как хор, прославляющий искупление, – когда Бог приступает к завершению работы, ликуют все деревья дубравные, шумит море, радуется поле (Пс.95:12; 97:7–8). Изначальное творение запятналось грехом, но благодаря искупительному служению Христа и восстановлению появятся новое небо и новая земля, на которых будет обитать праведность (Откр.21:1).

См. также: АДАМ; ЕВА; ЖИВОТНЫЕ; ЗЕМЛЯ; КНИГА БЫТИЕ; КОСМОЛОГИЯ; РАСТЕНИЯ; САД; СОЛНЦЕ, ЛУНА И ЗВЕЗДЫ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle