Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Книга Бытие

(Genesis, book of)

Тема книги раскрывается в самом ее названии. Бытие – это «книга начал», где повествуется о происхождении мира, начале человеческой истории и истории спасения. Содержание книги в значительной мере обусловливается такой ее ориентацией – в ней мы видим родословия, большое внимание уделяется зарождению различных семейств и этимологии (происхождению названий родов и географических мест). В Бытии все происходит впервые – рассказывается о первой супружеской паре, первом сыне, первом саде, первом грехе, первой радуге, первом братоубийстве, первом скитальце, первом многоязычном сообществе и так далее.

В целом книгу можно разделить на две основные части: в первых одиннадцати главах излагается допотопная история (происхождение мира), а в последующих тридцати девяти главах – патриархальная история (происхождение народа Израиля). Для современного читателя вся книга окружена как бы ореолом древней литературы, причем первобытная история представляется более отдаленной от обычного представления об истории, более примитивной и менее конкретной, чем патриархальная история. В первобытной истории внимание уделяется, в первую очередь, вселенским образам сотворения мира и грехопадения, греха, суда и восстановления, а в патриархальной истории рассказывается, в основном, о конкретных семействах.

Книгу объединяет несколько общих тем. В ней от начала до конца выражается мысль о всемогуществе Бога. Бог изображается трансцендентным по Своей природе в рассказе о сотворении мира, верховным Судьей в рассказах о грехопадении и потопе, полновластным Властелином во взаимоотношениях с патриархами, начиная с призвания Авраама. Еще одна общая тема – противопоставление своенравия человека благости Бога. Бог неоднократно использует неподатливый человеческий материал для достижения Своих целей. С этим связано и кажущееся противоречие между Божьим судом и Божьей Милостью.

Большое внимание в Книге Бытие уделяется взаимоотношениям Бога с человеком. Основное средство этих взаимоотношений – завет (в ряде случаев представленный в форме договора), который Бог заключает либо с родом человеческим, либо с отдельными людьми. В Бытии мы видим серию заветов: завет дел с Адамом, завет благодати с Ноем и завет веры с Авраамом и последующими патриархами. Тема завета сопровождается связанными с ним образами обетования, исполнения, обязательства (требования послушания), награды и наказания (за непослушание; см. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ).

Книга Бытие отличается также повествовательным единством. Одна из его сторон – состав действующих лиц. Центральное положение занимает Бог – Он сотворил мир, установил условия его существования и наблюдает за его развитием в качестве Вседержителя, Путеводителя и Судьи. Но важную роль играют и человеческие персонажи, и с человеческой точки зрения Бытие представляет собой сборник рассказов о героях. Несмотря на обилие второстепенных или мелких действующих лиц, основные действия разворачиваются вокруг небольшого числа выдающихся персонажей с ярко выраженными чертами характера: Адама и Евы, Ноя, Авраама и Сарры, Каина и Авеля, Исаака и Ревекки, Иакова и Иосифа. Это, главным образом, семейные истории, речь в которых идет, в первую очередь, о семьях, а не о народах.

Бытие – книга архетипов. В сотворенном мире выражается архетип новых начал, сопровождающийся образами плодородия и изобилия. Едемский сад (Быт.2) – архетип земного рая, места пасторального блаженства, попечения и человеческой чистоты. История грехопадения (Быт.3) построена на архетипах искушения, преступления и наказания, отпадения от состояния невинности и посвящения. Рассказ о потопе (Быт.6–9) представляет собой историю преступления и наказания, катастрофического разрушения мира и избавления от опасности. В последующих рассказах повторяется этот основной набор сюжетных архетипов.

Кроме того, в патриархальной истории находит выражение тема исканий с упором на путешествия (Книгу Бытие можно считать антологией путевых историй, начиная с морского путешествия Ноя). Жизнь Авраама представляет собой первую главу эпических исканий, начиная с призвания Бога покинуть родную землю и отправиться в страну, которую Он укажет ему. Поиск земли дополняется стремлением добиться исполнения Божьего обетования сына и потомства. Последующие патриархи продолжали эти искания в рамках завета. Тем самым они стремились не только найти землю и продолжить родословную линию, но также угождать Богу и повиноваться Ему.

Книга богата также прототипами человеческих личностей, и мы видим целую галерею характерных персонажей: героев и героинь, провинившихся детей, отцов и матерей, мужей и жен, злодеев, хитрецов, скитальцев, соперничающих братьев и сестер, сексуальных извращенцев, иноземных царей (лиц, обладающих властью), невест и родоначальников. Есть также множество образов профессиональной деятельности: пастухи, землепашцы, строители, домоправители, охотники, слуги, дворецкие, пекари, правители и придворные (в том числе истолкователи снов).

Одна из основных групп образов связана с семьей. Уже в первобытной истории, но в еще большей степени в патриархальной истории мы видим мир семейных отношений. В связи с темой завета в Бытии ярко проявляется чувство ответственности за судьбу семьи, когда весь род, поколение за поколением, стремится произвести потомство, которое станет народом. Важную роль в книге играют родословия сами по себе. Плодовитое чрево (вынашивающее семя) – один из основных положительных образов; бесплодие же – проклятие человека, для избавления от которого женщины (особенно) были готовы почти на все. В соответствии с семейной атмосферой книги, видное место занимает образ шатра как сцены действия. Семьи в Бытии отнюдь не идеализированы; более того, книга наполнена образами дисфункциональных семей. Мы видим примеры как наивысшего выражения разлада в семье – братоубийства, так и его менее ярких проявлений – ненависти, ревности, обмана. Вместе с тем, картина не всецело отрицательная: в двух семейных историях значительную роль играет примирение братьев и воссоединение семьи.

Мир в Бытии преимущественно сельский в широком смысле жизни на природе, занятия земледелием и скотоводством. Лишь несколько эпизодов происходят в городе или при дворе (где выясняется, что людей интересуют, в основном, сельскохозяйственные вопросы). По большей же части действие разворачивается в пустынной и сельской местности. В снах обычно присутствуют образы природы. Мы редко теряем из виду такую важную тему, как значение овец, коз и верблюдов. Важная тема также – потребность в воде. Вода изображается почти равнозначной жизни и благополучию, а ее отсутствие – гарантией нужды и даже смерти. С ней связан образ колодца как жизненно важного источника воды для людей и скота и как места общения.

Еще одна группа образов соотносится с жизненным циклом. Видное место в Бытии занимают рассказы о рождении. Есть также памятные сцены смертей и погребений. Большое значение придается преемственности поколений – благословение отца на смертном одре изображается ритуалом первостепенной важности. Особое значение приобретает право первородства, когда речь идет о продолжении линии завета и благословений.

В центре внимания последней группы образов стоит поклонение Богу. Возведение жертвенников служит показателем поклонения истинному Богу. Образы жертвоприношений не столь многочисленны, как в ходе последующей еврейской истории, но они появляются уже в рассказе о Каине и Авеле с их приношениями (Быт.4;1–7). Знамением завета служит обрезание. Сны иногда доносят послания от Бога, а имена, которые даются детям и местам, приобретают более широкое духовное значение. Книга изобилует диалогами Бога с человеком, причем они настолько прямые, что мы почти не видим случаев, когда люди обращаются к Богу в молитве, – Он Сам начинает разговор со смертными.

Наконец, отличительная черта Книги Бытие заключается в ее совершенном реализме. Здесь стоит особо отметить два аспекта. Первый связан с подбором материала: авторы показывают не только положительные черты характера персонажей, но и отрицательные. В рассказах о героях фактически больше пятен, чем света, и они изображаются «без прикрас». Второй аспект выражается в возвышении обыденного до уровня, на котором оно обретает большое значение. Бытие – это, в первую очередь, книга не о всемирной истории, а о семейных отношениях. За исключением эпохальных событий первобытной истории, большинство описанных в Бытии событий не появилось бы на страницах сегодняшних газет, а обсуждалось бы в узком семейном кругу.

См. также: АВЕЛЬ; АВРААМ; АДАМ; ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ; ЕВА; ЕГИПЕТ; ЗАВЕТ; ИАКОВ; ИОСИФ, ПАТРИАРХ; ИСАВ; КАИН; КОСМОЛОГИЯ; НАВОДНЕНИЕ, ПОТОП; ПРАРОДИТЕЛЬНИЦЫ В ОПАСНОСТИ; САД; СОДОМ И ГОМОРРА; СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЖДУ ДЕТЬМИ; ТВОРЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle