Содом и Гоморра
(Sodom and Gomorrah)
Грех и уничтожение Содома и Гоморры, описанные в Быт.19, на всем протяжении Библии остаются символом тех, кто противостоит целям Бога, и парадигмой разрушительного Божьего суда. Рассказ об этих городах на равнине достигает кульминации, когда на них обрушивается дождь из серы и огня, но читатель встречается с Содомом и Гоморрой и раньше.
Содом и Гоморра впервые упоминаются в таблице народов как территория хананеев (Быт.10:19). Эта тонкая связь с проклятием Ноева сына Хама (Быт.9:18–27) указывает на предрасположенность ко злу и имеет, возможно, какое-то отношение к половому разврату. Когда Аврам и Лот были вынуждены расстаться из-за соперничества между их пастухами, Лот выбрал себе орошаемую водой долину (Быт.13:10–12). В этих стихах отражаются эхом предшествующие рассказы, которые все заканчивались бедой. Лот увидел равнину, «как сад Господень» (Быт.13:10), и, подобно Еве в Едеме, соблазнился тем, что «приятно для глаз» (Быт.3:6). Равнина выглядела и «как земля Египетская», но Египет был местом, где Аврам проявил неверие и испытал позор (Быт.12:10–20). Лот двинулся к востоку по направлению к Содому (Быт.13:11), как и люди, пришедшие в Сеннар и самонадеянно построившие Вавилонскую башню (Быт.11:1–9). Иными словами, грех Содома и Гоморры и суд над ними вписываются в более широкие рамки человеческого бунта. Но в рассказе, не вдаваясь в такие литературные тонкости, просто констатируется, что эти города позднее будут уничтожены (Быт.13:10) из-за их великой порочности (Быт.13:9).
Материальное благополучие города на «орошаемой» равнине Иордана подтверждается описанием в Иез.16:49 жителей Содома как страдающих от «гордости, пресыщения и праздности» и не помогающих бедным и нуждающимся. Лота, без сомнения, привлекало именно это благополучие. На тот факт, что ему пришлось жить среди развратных людей с нечистой совестью, указывает замечание во 2Пет. 2:8, что Лот «ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные».
Переселение Лота из «окрестностей» Содома в сам город (Быт.13:12; 14:12) означало, что судьба Содома и Гоморры отныне неразрывно связывалась с жизнью патриарха. Аврам выручил своего племянника из плена у Кедорлаомера и тем самым спас добро и жителей Содома (Быт.14:1–16). Однако событием, определившим место рассказа о Содоме и Лоте в истории веры и благословения, послужила встреча Аврама, Мелхиседека и царя Содомского (Быт.14:17–24). Аврам получил благословение Мелхиседека, но отказался принять предложение Содомского царя. Таким образом, Содом продолжал оставаться символом искушения, противящимся зависимости от Бога и послушанию Ему. Аврам демонстрировал черты характера, угодные Богу, а Лот служил контрастом, олицетворением слабости и похоти.
Появление гостей в Быт.18 придает образу Содома и Гоморры дополнительный оттенок. С одной стороны, «вопль» на жителей этих городов (Быт.18:20; ср. Быт.19:13) напоминает читателю о словах в Быт.4:10 и усиливает уже показанную связь с человеческим злом, а ходатайство Авраама за пусть немногих, но праведников, живущих в этих городах, в очередной раз подчеркивает праведность его собственной жизни (Быт.18:16–33; ср. Быт.12:1–3). С другой стороны, его разговор с Господом устанавливает связь рассказа с обетованием семени и будущего народа (Быт.18:10–17). Потомки же Лота будут плодом кровосмешения и отцами моавитян и аммонитян (Быт.19:30–38). Следовательно, за общей символикой Содома как противоположности тому, что угодно Богу, стоит и реальность политического конфликта в истории народа.
Контраст Лота и Содома с Авраамом подчеркивается в параллельных рассказах о гостеприимстве, оказанном небесным посланникам (Быт.18:1–8; 19:1–3). Но события в Быт.19 быстро скатываются по спирали греха. Попытки полового насилия со стороны всего мужского населения, предложение дочерей Лота вместо гостей, насмешки его будущих зятьев, колебания Лота, не хотевшего уходить из Содома, и роковой взгляд назад жены Лота дают исчерпывающую картину отвержения Божьих путей (Быт.19:4–26). Когда все закончилось, Авраам увидел лишь поднимающийся после суда дым (Быт.19:27–28).
Характерные черты и судьба Содома и Гоморры не раз повторяются в Библии. Иногда связь выглядит вполне ясной, даже если не называются имена. Гостеприимство, оказанное Раав пришельцам, и защита их от толпы (Нав.2); жестокое изнасилование наложницы левита, предложение хозяином дочери девственницы, чтобы спасти гостя, и отчаянные меры для сохранения семени Вениамина (Быт.19–21) созвучны своими аналогиями с Быт.19. Вполне возможно также, что библейские образы суда как огня и серы уходят корнями в ужасную картину уничтожения городов на равнине.
Но эти два города приводятся также как очевидные примеры нечестия. Чаще всего конкретные факты совершения греха из Быт.19 не упоминаются; Содом и Гоморра служат просто обозначением зла как такового. Они символизируют противоестественность (Втор.32:32). Иерусалим уподобляется этим городам из-за творимого в нем угнетения и его показной религиозности (Ис.1:10; 3:9; Иер.23:14). Иисус говорит, что народ, который отвергает Его Самого и Его послание, более виновен, чем Содом и Гоморра (Мф.10:11–15; 11:20–24). За убийство небесных посланников город Давида в будущем станет называться Содомом (Откр.11:8). В двух местах сравнение с Содомом и Гоморрой основывается на перечне грехов (Иез.16:46–56; Иуд.1:7). В списке пророка половые извращения не фигурируют, хотя идолопоклонство Израиля и Иудеи неоднократно изображается как неразборчивость в связях (Иез.16:15–43). У Иуды на половую извращенность указывается совершенно определенно. Итак, Содом и Гоморра символизируют саморазрушительную порочность, хотя природа обличаемого греха в разных местах бывает разной.
Наконец, Божье наказание Содома и Гоморры символизирует полный и окончательный суд. В Ветхом Завете этот образ используется применительно как к другим народам (Ис.13:19; Иер.49:18; 50:40; Соф.2:9), так и к Божьему народу (Плч.4:6; Ам.4:11). В Новом Завете Содом и Гоморра служат примером и метафорой грядущего дня суда. В этот день людей будут судить за отвержение Божьего Сына и спасения (Мф.10:15; 11:23; Лк.17:28–36; 2Пет. 2:7–11).
См. также: ГОРОД; ГОСТЕПРИИМСТВО; СЕРА; СУД, НАКАЗАНИЕ, ПРАВОСУДИЕ.
Библиография:
R. Alter, «Sodom as Nexus: The Web of Design in Biblical Narrative» // The Book and the Text: The Bible and Literary Theory, ed. R.M. Schwartz (Oxford: Basil Blackwell, 1990) 146–160;
L.D.Hawk, «Strange Houseguests: Rahab, Lot and the Dynamics of Deliverance» //Reading Between Texts: Intertextuality and the Hebrew Bible, ed. D. N. Fewell (Louisville, KY: Westminster John Knox, 1992) 89–97;
R.I. Letellier, Day in Mamre, Night in Sodom: Abraham and Lot in Genesis 18 and 19 (Leiden: E.J. Brill, 1995).