Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Авель

(Abel)

Каин и Авель – самые известные братья в библейской литературе – были, возможно, близнецами, поскольку в Библии говорится, что до их рождения Ева зачала только один раз. Но это не имеет значения. В конце концов, они могли быть даже сиамскими близнецами – слишком уж тесно они связаны. Упоминание одного из них автоматически означает, что речь пойдет и о другом.

Рассказ о них записан в Быт.4 – Авель, образцовый, послушный и праведный сын, стал жертвой своего брата. Семь раз в десяти стихах (Быт.4:2–11 NASB) подчеркивается факт, что они были братьями, и тем самым неоспоримо доказывается порочность Каина, из зависти совершившего братоубийство. В самой сути этой истории Авель играет второстепенную роль и служит лишь примером в развитии основного действия.

В Новом Завете Авель удостоен кратких, но показательных упоминаний, прежде всего Самим Христом. В параллельных местах Мф.23:35 и Лк.11:51 Иисус ссылается на историю об Авеле для подкрепления Своего обвинения книжников и фарисеев: «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? ...Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии» (Мф.23:33, 35). Таким образом, Авель стал вечным примером, символом праведного мученика, убитого ненавистником за то, что его дела были праведны, а дела убийцы злы (1Ин.3:12).

Автор Послания к евреям противопоставляет ориентированного на веру Авеля его ориентированному на дела брату: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин» (Евр.11:4). В Евр.12 автор еще раз ссылается на Авеля, противопоставляя его теперь уже не Каину, а Самому Иисусу: «И к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр.12:24). Автор явно намекает на вопрос Господа в Бытии: «Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт.4:10). Кровь Авеля взывала к отмщению, а Кровь Иисуса символизирует прощение.

Тщательный анализ рассказа об Авеле делает еще более ярким пророческий смысл слов в Евр.11, что «он [Авель] и по смерти говорит еще» (Евр.11:4). Авель веками остается символом послушания и праведности по вере. Он символизирует тех, кто погиб за праведные дела, невинных мучеников, пострадавших за свою преданность Богу. Кровь Авеля до сих пор вопиет от земли, предупреждая тех, кто противостоит Божьему народу, и выражая надежду, что смерть убиенных праведников будет отмщена.

См. также: КАИН.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle