Авдий
(Obadiah)
Тема пророчества Авдия – суд над Едомом. Как и другие канонические пророки того времени, Авдий предвещает суд над языческим народом (Авд.1:1–14). Как Иоиль и Амос до него, Авдий изображает Божьи дела суда и искупления в грядущий день Господень (Авд.1:15–21).
В таком общем делении книги на два раздела просматривается и более конкретное композиционное построение. Первые шесть стихов почти дословно повторяют места из Иер.49 (ср. Авд.1:1–4, 5–6 с Иер.49:14–16, 9–10) и образуют самостоятельное литературное целое, в котором речь идет о гордости Едома. Упоминание имени Яхве (Господа) в Авд.1:1 и 1:4 служит указанием на прямое заимствование, а стихи Авд.1:5–6 имеют собственный внутренний строй. За поворотным стихом (Авд.1:7) с предсказанием, что Едом будет оставлен друзьями, как и он оставил своего брата Иакова, в Авд.1:8–14 следует пророчество со сценой почти судебного заседания (rib). Едому объявляется приговор (Авд.1:8–9), и детально излагаются серьезные обвинения против народа, по которым он признается виновным (Авд.1:10–14). Слова «в тот день» объединяют весь раздел; повтор создает эффект как будто бы поющегося хорами антифона. Заключительный раздел (Авд.1:15–21) представляет собой пророчество о царстве, в котором суд над Едомом показан примером будущего всеобъемлющего суда над всеми народами, тогда как Божий народ получит освобождение и благословение. Раздел опять же обрамляется упоминанием имени Яхве (Авд.1:15, 21).
Объединяющим мотивом служит тема братства, связывающая воедино два основных раздела этого короткого пророчества. Враждебное отношение Едома к Иерусалиму (Авд.1:10–11) было особенно недопустимым, учитывая, что народ Едома происходил от Исава, брата Иакова. Поэтому Едом неоднократно называется Исавом (Авд.1:6, 8, 9, 18, 21) и ему напоминается о братских связях с Иерусалимом/Иаковом (Авд.1:10, 12, 17, 18).
Отвратительный характер преступления Едома подчеркивается заявлением, что он будет презираем народами (Авд.1:2) вслед за Исавом, пренебрегшим своим первородством (Быт.25:34). Как Исав должен был получить благословение через Иакова (Быт.25:23; 27:27–40), так и конечное благословение Едома может прийти только благодаря освобождению, исходящему от горы Сион (Авд.1:21).
Спасение, исходящее от горы Сион, занимает видное место в символике гор книги. Кажущиеся неприступными горы/высоты Едома/Исава были предметами его гордости (Авд.1:3, 8). Но по впечатляющей иронии судьбы ими завладеют народы из долин (Авд.1:19). Внимание перемещается к горе Сион, служащей важным литературным фоном гористым вершинам Едома. Спасение придет от горы Сион (Авд.1:17), откуда спасители отправятся на горы Исава (Авд.1:21).
Выразительным послание пророка делают и другие образы. Гордая твердыня Едома сравнивается с гнездом орла (Авд.1:4). Пассивное отношение Едома к бедствиям Иерусалима уподобляет его самим завоевателям (Авд.1:11). Поражение народу нанесут не воры или грабители, оставляющие после себя хоть что-то, это поражение будет полным (Авд.1:5–6).
Конечная победа Иакова/Израиля над Исавом/Едомом сравнивается с огнем, легко сжигающим солому (Авд.1:18). Книгу обогащают несколько подтем, таких как безумство гордости, принцип lex talionis (законовоздаяния) при суде (Авд.1:16) и восстановление остатка Израиля под владычеством Яхве в день Господень. Надежда Едома на будущее благословение связывается с пониманием важнейшего значения этих тем.