Гора
(Mountain)
В описаниях библейского ландшафта в изобилии фигурируют горы и холмы, о которых упоминается примерно пятьсот раз. В Библии нет четкого разграничения между горами и холмами. Те и другие представляют собой возвышенный участок или район. Хорошо известный риторический прием библейского параллелизма заключается в том, что необходимость в аналогичных терминах в следующих друг за другом строках приводит к использованию стандартных парных понятий. «Горы и холмы» – одна из таких распространенных пар и встречается около сорока раз.
Парадоксально, но факт: библейское значение собственно горы еще более неопределенно. Горы могут символизировать прибежище и безопасность, а могут и угрозу военного истребления. Горы порой рисуются недоступными, бесплодными и необитаемыми, но вместе с тем они показаны местом, где Божий народ будет жить в довольстве и изобилии. Как места совершения религиозных обрядов вершины гор предстают одновременно местами языческого Поклонения, которое Бог осуждает, и истинного поклонения, которое Бог предписывает. Горы и холмы играют в Библии роль как физических объектов, так и духовных символов.
Горы как физические объекты. Будучи важнейшим источником символики и метафор, горы также имеют в библейском мире существенное значение как физическое явление. Горы и холмы всегда представляли собой естественную преграду, легко становившуюся географической и политической границей (Нав.15:8–16). Неблагоприятные условия делают их бесплодными и часто малонаселенными. Неизменный внешний вид делает их эталоном постоянства и прочности. Природные особенности (крутые склоны, каменистая поверхность, отвесные скалы) делают их стратегически важными крепостями (Суд.6:2). Множество расселин и укромных уголков делают их местами, где можно спрятаться и найти прибежище, когда надо скрыться в бегстве от кого-то.
Эти физические особенности гор придают им черты дикости, недоступности и чуждости цивилизации. Есть около сотни библейских упоминаний о «горной стране», в которых выражается мысль о малонаселенности и несовместимости с тем, что можно считать цивилизацией. Люди бегут в горы, когда их город разрушается (Быт.14:10; 19:17), и Лот жил в полуварварском состоянии в горной пещере, избегая цивилизованных условий (Быт.19:30). Именно в горах скитались гонимые христиане в овечьих или козьих кожах (Евр.11:37–38), и именно там несчастная дочь Иеффая оплакивала свое девичество в течение двух месяцев (Суд.11:37–39). Идумеи, потомки грубого Исава, выбрали себе вполне подходящее место жительства в горной стране (Быт.36:8–9).
Инородные качества гор подкрепляются в Библии и другими характерными образами. Там прячутся беглецы (1Цар.26:1), там укрываются разгромленные войска (1Цар.14:22), там воины преследуют своих врагов (Плач. 4:19), там собираются войска (1Цар.17:3) и там устраивают засады (Суд.9:25). Короче, горы и холмы выглядят непривлекательными местами. Там охотятся (1Цар.26:20); единственно возможные сельскохозяйственные занятия на холмах – это разведение виноградников (Иер.31:5) и выгон на пастбища овец (Мф.18:12) или скота (Пс.49:10), но не выращивание зерновых, требующее возделывания земли. Для паломников, направлявшихся в Иерусалим, горы представляли опасность, от которой защищал Бог (Пс.120:1–3).
В более положительном плане возвышенное положение холмов и гор делает их удобными местами для получения видений (Вт.34:1–4; Откр.21:10) и для благовествования (Ис.40:9; 52:7; Мф.5:1). Заключение завета, предоставление закона и возобновление завета совершаются на горах, которые в силу своей незыблемости остаются памятниками завета (Исх.19–20; Втор.9–10). С них также провозглашаются важные сообщения – например, проклятия и благословения с Гевала и Гаризима (Втор.27–28) или слово Божье с Сиона (Ис.2:3; Мих.4:2).
Горы в поэтических образах. Помимо отдаленности и суровости, холмы и горы характеризуются впечатляющими размерами. Недоступность делает их неведомыми и придает им налет таинственности. Вполне наглядная необъятность делает их символами чудовищных размеров. Именно эти их качества поражали впечатление библейских поэтов. В своем прощальном благословении Израиля Моисей говорил о «горах древних» и «холмах вечных» (Втор.33:15). Наиболее яркие образы разрушительных сил природы в псалмах выражаются в сотрясении гор при землетрясениях (Пс.45:3–4) или извержениях вулканов (Пс.103:32) и в лесных пожарах в горах (Пс.82:15).
Будучи признанным эталоном необъятности, горы фигурируют в описаниях Божьей силы. Когда Бог (как мы Его представляем или в форме явления Бога) проявляет Свой гнев «дрожат и подвигаются основания гор» (Пс.17:8). Когда Он сходит и касается гор, они дымятся (Пс.143:5), и «горы, как воск, тают от лица Господа» (Пс.96:5). Горы служат мерилом древности, с которым сравнивается извечное бытие Бога (Пс.89:3). Божья правда сравнивается с мощными горами (Пс.35:7), как и Божья защита Его народа (Пс.124:2). «Ты славен, могущественнее гор хищнических» (Пс.75:4). О силе Бога свидетельствуют даже сотворенные Им горы (Пс.64:7). В учении Иисуса величина гор становится мерилом того, что люди могут делать чрез веру – даже ввергать горы в море (Мф.17:20; 21:21).
Холмы и горы в Писании персонифицируются, особенно в праздничном контексте. Они ликуют (Пс.97:8), прыгают (Пс.113:4), шумят от радости (Ис.44:23) и прославляют Божье имя (Пс.88:13). Они также «препоясываются радостию» (Пс.64:13). Иезекииль изображает Бога обращающимся к горам (Иез.6:3), которые в Мих.6:1–2 призываются слушать суд Господень.
Горы как святые места. Почти с самого начала Библии горы предстают местами трансцендентных духовных переживаний, встреч с Богом или явлений Бога. В Иез.28:13–15 Едемский сад изображается расположенным на горе. Проявив готовность принести в жертву Исаака, Авраам встретился затем с Богом на горе (Быт.22:1–14). Бог явился Моисею и говорил с ним из горящего куста на «горе Божией Хорив» (Исх.3:1–2), и на том же самом месте встретился с Илией (3Цар.19:8–18). Наиболее впечатляющий опыт израильтяне получили на горе Синай (Исх.19), на которую Моисей поднялся в облако, чтобы встретиться с Богом.
Аналогичная картина показана в Новом Завете, где Иисус ассоциируется с горами. Иисус удалялся на гору, чтобы побыть в одиночестве (Ин.6:15), помолиться (Мф.14:23; Лк.6:12) и поговорить со слушателями (Мф.5:1; Мк.3:13). Именно на горе Иисус отверг искушение сатаны (Мф.4:8; Лк.4:5). Преобразился Он тоже на горе (Мф.17:1–8; Мк.9:2–8; Лк.9:28–36), и на небо Он вознесся с Елеонской горы (Деян.1:10–12).
Наиболее ясное выражение образ святой горы находит в ветхозаветном мотиве Божьей горы. Выражением этого образа служат две горы – сначала гора Синай, или Хорив, а затем гора Сион, на которой располагался храм в Иерусалиме. Гора Божья обладает всеми атрибутами гор, к которым добавляются некоторые особые нюансы. Гора Божья – это святое место (Исх.19:23; Ис.11:9), на котором пребывает и царствует Бог (Пс.42:3; Ис.24:23). Это чрезвычайно грозное место (Исх.19:23), но оно становится местом радушного приема праведных (Ис.2:2–4). Бог говорит, что насадит народ на Своей горе (Исх.15:17). В метафоре подразумевается изменение условий на горе от бесплодности до плодоносности, от уединенности до активной деятельности.
Изначально Божьей горой был Синай, но с течением времени и перемещением Израиля в обетованную землю Синай сменился Сионом как местом пребывания Бога на земле. Перемещение горы Божьей от Синая к Сиону сопровождалось развитием процесса искупления (о котором пророчествовал Исаия [Ис. 2:1–3; 4:5] и о котором ясно заявляется в Евр.12:18–24). Грозная гора святости становится радушной горой (опять же святой), где Божий народ находит прибежище, мир и радость.
В качестве новой Божьей горы Сион походит и не походит на Синай. Обе горы – святые места, обе связаны с явлением и пребыванием Бога, от обеих исходит закон (Исх.19–20; Ис.2:1–5), и обе покрыты облаками и дымом (Исх.19; Ис.4:5). Но именно в этом внешнем сходстве выражаются коренные преобразования. Сион – святая гора, к которой люди будут стекаться и от которой они не будут отделены (ср. Ис.2 и Исх.19). Народы захотят получить Божий закон. Облако и дым на Сионе – не угроза со стороны святого Божьего присутствия, а несущие успокоение образы присутствия Бога, Который вел Израиль во время исхода. Сион уже не бесплоден, не необитаем и не мрачен и будет преобразован первым из многих гор. Невзрачный на вид и практически не отличающийся от окружающих его холмов и возвышенностей, Сион станет главой гор (Пс.67:17; Ис.2:1–5).
Апокалиптические горы. Если одно из средоточий образов гор – псалмы, то другое – провидческие книги. В определенном смысле в них сливаются все темы. Учитывая, что в Апокалиптических видениях физические стихии выступают действующими лицами, не удивительно, что в апокалиптических книгах горы занимают видное место (Ис.5:25; Иер.4:24; Иез.38:20; Откр.6:14; 8:8; 16:20). В этих поэтических по своему стилю видениях горы и холмы естественным образом воспринимаются как образы метафорического языка (Ис.5:1; 10:32; 40:4; 41:15; Иер.51:25; Мих.1:4). А в видениях Божьего преобразования мира горы выступают участниками Божьего суда над порочным миром (Ис.17:13; Иез.32:5–6; 33:28; Агг. 1:11) и местом благословения в обновленном мире (Ис.11:9; 25:6; 30:29; 42:11; Иер.31:5; Иез.20:40; Иоил.3:18; Ам.9:13; Зах.8:3).
Заключение. Горы и холмы – одни из основных библейских образов, по которым можно проследить весь ход развития библейской истории и библейского учения в миниатюре. Они служат естественным фоном, на котором происходит широкий спектр человеческих дел. Как символы они выражают природу Бога. Как места встречи людей со Всевышним они воплощают взаимоотношения Бога и людей в истории и в эсхатоне.
См. также: КРЕПОСТЬ, ТВЕРДЫНЯ; ПУСТЫНЯ; СИНАЙ; СИОН; УБЕЖИЩЕ, ПРИБЕЖИЩЕ; ХРАМ.