Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Гордость

(Pride)

Хотя Павел пишет о допустимости хвалиться собой и другими (2Кор.5:12; 7:4; 8:24; Гал.6:4), слово гордость в Писании чаще всего связывается с отрицательной чертой характера, выражающейся в самонадеянности, тщеславии и высокомерии {по сути, Библия приравнивает гордость к гордыне и осуждает их, возводя достоинства человека к сотворившему его Богу, тогда как языческое сознание склонно одобрять гордость, проявляемую в виде требования считаться с собой, а также в виде чувства собственного достоинства на фоне окружающих, кажущихся менее значительными людей, и осуждать одну только гордыню как непомерную гордость}. В античных греческой и римской культурах к этому качеству испытывали особое отвращение, клеймя ее как спесь, и практически все литературные трагедии были вариациями на тему губительных последствий гордости, оскорбительной для богов. В Библии гордость тоже приносит посрамление (Притч.11:2), вызывает раздоры (Притч.13:10), предшествует погибели (Притч.16:18) и унижает (Притч.29:23).

На страницах Библии представлена целая галерея памятных персонажей, которые отличались гордым характером. Мы видим людей, выставляющих напоказ свою власть и свое богатство. Примечательный пример – персидский царь Навуходоносор (Дан.2–4), который поставил золотого истукана, изображавшего его самого, потребовал от своих подданных поклоняться ему и заявил во время прогулки на крыше своего дворца: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» (Дан.4:26–27). Главная отличительная особенность гордости в Библии заключается в том, что эта черта характера предшествует падению, как, например, в случае с Навуходоносором: сразу же после произнесения этой похвальбы его поразило безумие, и царство отошло от него. Новозаветным аналогом служит Ирод, похвалявшийся своим царским положением, заставляя народ восклицать: «Это голос бога, а не человека» (Деян.12:22), – после чего ангел Господень поразил его червями и он умер (Деян.12:23).

Столь же известен своей гордостью тщеславный Аман в Книге Есфирь. Вся его гордость вырвалась наружу, когда его личный враг Мардохей отказался склониться и трепетать перед ним. Когда царь пожелал оказать кому-нибудь честь, Аман сказал себе: «Кому другому захочет царь оказать почесть, кроме меня?» (Есф.6:6). Поэтому он начал описывать показной спектакль для прославления себя самого. Но, как и в других местах Библии, его гордость предшествовала погибели: Аман вынужден был чествовать своего врага Мардохея, а сам был унижен и впал в немилость. И в конечном счете гордеца повесили на том самом дереве, которое он приготовил для Мардохея.

Другим воплощением гордости служат народ и правитель Тира. В Иез.27–28 нарисована развернутая картина материального изобилия в сочетании с человеческой гордостью за эти достижения. В пророчестве суда над царем Тира пророк изображает его сердце наполненным гордостью, а его самого говорящим: «Я бог, восседаю на седалище божием» (Иез.28:2). Пророческое обвинение выражается в словах: «От красоты твоей возгордилось сердце твое» (Иез.28:17). Как и следовало ожидать, гордость царя Тира закончилась «ужасом» (Иез.28:19). Аналогичный характер носит пророчество Исаии, в котором он описывает падение Люцифера – пример завистливой гордости (Ис.14:12–21).

Выразителями гордости выступают не только цари, но и целые народы, которые часто олицетворяют их правители, как мы неоднократно видим в ветхозаветных пророческих книгах. Ассирийский царь обличается за «надменное сердце» и «тщеславие высоко поднятых глаз его» (Ис.10:12), Тир – за «надменность всякой славы» (Ис.23:9), Моав – за «гордость его вместе с лукавством рук его» (Ис.25:11) и за высокомерие, надменность, кичливость, превозношение сердца и дерзость (Иер.48:29–30; ср. также Соф.2:8–11), Содом – за «гордость, пресыщение и праздность» (Иез.16:49), Израиль – за «гордость силой вашей» (Иез.24:21 RSV; ср. также Ам.6:8), Иудея – за тщеславие «на святой горе Моей» (Соф.3:11). Это лишь примеры характерного мотива ветхозаветных пророчеств, в которых гордые народы часто выступают действующими лицами в божественной драме греха и суда.

Самые яркие библейские образы связаны с правителями и народами, но гордость – это порок, которому может быть подвержен любой человек, имеющий достаточно денег и власти, чтобы гордиться. Исаия рисует колоритную картину надменных женщин, которые «ходят подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах» (Ис.3:16). Такой же выразительностью отличается образ самонадеянных благоденствующих нечестивцев в Пс.72:3–12, которые (по всей видимости) балансируют на грани неизбежного краха (Пс.72:17–20). В псалмах немало и более кратких зарисовок гордецов – насильников (Пс.9:22–39), клеветников (Пс.30:19), согрешающих устами (Пс.58:13), угнетателей (Пс.93:3–7), самодовольных оскорбителей (Пс.122:4), надменных сердцем и очами (Пс.130:1). Иисус нарисовал сатирический портрет гостя на пире, который самоуверенно уселся на почетное место, но был пересажен на место пониже; это сопровождалось афоризмом: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет» (Лк.14:7–11). Как показывают эти краткие зарисовки, гордость находится в весьма дурной компании. Она связывается с такими пороками, как коварные уста (Притч.8:13), пустословие (Иер.48:30), неповиновение Богу (Иер.50:29), безразличие к бедным и нуждающимся (Иез.16:49), самообольщение (Авд.1:3), похоть плоти и очей (1Ин.2:16) и упование на богатство (1Тим.6:17). Гордость дважды упоминается в перечне самых дурных пороков (Мк.7:21–22; 2Тим.3:2–5).

Обзор многочисленных библейских образов гордости приводит к следующим выводам. Гордость в Библии – не просто абстракция, ей посвящен целый ряд ярких образов. Она конкретно связывается с определенными частями тела: сердцем, устами и глазами. Она также рассматривается как характерное зло или нечестие. Необходимым условием для гордости служат материальное благоденствие и сопутствующая ему власть. В нравственном отношении самым распространенным проявлением гордости является угнетение менее удачливых людей. В духовном плане ее основной порок выражается в пренебрежении Богом или неповиновении Ему. Самообольщение гордецов проявляется в ложном чувстве безопасности, которую, по их мнению, они могут обеспечить сами. Самое важное в отношении гордецов заключается в том, что Бог противостоит им, а сама гордость, как мы знаем, будет уничтожена Богом (Ис.2:12–17). Действительно, гордость в Библии всегда изображается на грани унижения. В библейских образах гордости выражается весьма отталкивающая картина, которая, казалось бы, должна побуждать людей ненавидеть это качество характера, тем не менее частота, с которой гордость появляется в Библии, наводит на мысль, что в ней есть что-то неизменно привлекательное для греховного сердца.

См. также: БЛАГОДЕНСТВИЕ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, ПРЕУСПЕВАНИЕ, ПРОЦВЕТАНИЕ; БУНТ, НЕПОКОРНОСТЬ; ГРЕХ; СЕРДЦЕ; СЛАВА; СМИРЕНИЕ; УГНЕТЕНИЕ, ПРИТЕСНЕНИЕ; ЧЕСТЬ, СЛАВА, ПОЧЕТ, ПОЧТЕНИЕ, УВАЖЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle