Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Благоденствие, благополучие, преуспевание, процветание

(Prosperity)

Благоденствие тесно связано с изобилием, но тогда как в первом понятии выражается мысль о величайшей степени материального или духовного благословения, независимо от того, получено ли оно благодаря человеческим усилиям или Божьей благодати, благоденствие – это успех, приходящий к тем, кто активно добивается его. Благоденствие – это состояние людей, получивших «доброе вознаграждение в труде их» (Ек.4:9). Помолившись, чтобы девушка, пришедшая к колодцу, стала невестой Исаака, слуга Авраама смотрел на Ревекку, «желая уразуметь, благословил ли Господь путь его или нет» (Быт.24:21). В этом случае показано сочетание Божьих и человеческих усилий, приводящих к преуспеванию. Аналогичный смысл имеет замечание автора, что «Господь в руках его [Иосифа] дает успех» (Быт.39:3; см. 2Цар.8:6, где таким же образом объясняется военный успех Давида). Самое известное в Библии высказывание о благоденствии содержится в Пс.1:3, где слова, что благочестивый человек преуспевает «во всем, что он ни делает», следуют за описанием хорошо орошаемого дерева, приносящего плод в свое время, и благоденствие тем самым определяется в категориях процесса, ведущего к исполнению цели, для которой человек создан.

Ветхозаветные образы благоденствия. Как выглядит благоденствие в ветхозаветном воображении? Оно понимается прежде всего в категориях плодотворной работы, обеспечивающей поддержание физической жизни. Израиль был аграрной страной, поэтому библейское благоденствие в значительной степени связывается с сельским хозяйством. Молитва царя в Пс.143:12–15 служит хорошим примером выражения идеала: сильные сыновья, красивые дочери, полные житницы и многочисленные стада. В Пс.147:1–3 к этому добавляется образ мира в национальных пределах и богатого урожая. Столь же выразителен образ, в котором люди приглашают друг друга «под виноград и под смоковницу» (Зах.3:10). В условиях малоприбыльной экономики это выглядит хоть и скромным, но все же благоденствием.

Ко второму типу благоденствия, высоко ценимому в Ветхом Завете, относятся дети. Этот образ выражен в данном Моисею видении благословений за послушание завету: «И даст тебе Господь изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего» (Втор.28:11). Женщины, благословлявшие вступавшую в брак Руфь, высказали пожелание: «Да соделает Господь жену... как Рахиль и как Лию, которые обе устроили дом Израилев; приобретай богатство... и да славится имя твое» (Руф.4:11). Вариация на эту тему содержится в Пс.24:13, где говорится, что благочестивый человек «пребудет во благе, и семя его наследует землю».

Связь с заветом. В ветхозаветных рамках завета благоденствие рассматривается как знак Божьего одобрения и благословения. Авраам и все патриархи были очень богаты (Быт.13:2). Большое богатство приобрел Давид, а Соломон получил еще больше в знак благоволения к нему Бога (3Цар.3:13). Израиль вошел в обетованную землю как в особый дар от Бога. Эта земля была очень богатой (Исх.3:8) – частью Плодородного полумесяца, прибыльного торгового пути, и служила объектом вожделения других, более сильных народов. Израильтяне же должны были всегда видеть руку Божью во всех своих успехах (Втор.8:17–20; ср. Пс.23:1). Пренебрежение этим вело к бедствиям. Израильтяне несли ответственность за справедливое и надлежащее распределение благ, которые Бог давал им (Лев.25; ср. 2Кор.8–9; 1Тим.6:17–19).

Праведная и послушная жизнь неизбежно вела к благоденствию и успеху (Втор.29:9; ср. Нав.1:7–8). Непослушание и неправедность вели к бедствиям и обнищанию (Втор.28:29; ср. 2Пар.24:20; Иер.22:30). Бог мог даже передавать предлагавшиеся Им блага врагам (напр., Плч.1:5). Поэтому Давид наставлял Соломона быть послушным Богу (1Пар.22:6–16; ср. 1Пар.29:23). Примером стремления к успешной жизни служит Езекия (напр., 2Пар.31:21; 32:27–31). Таким образом, благоденствие становится признаком ответственного послушания Богу. Постоянное благоденствие рассматривается как награда за усердие (Притч.10:2, 27), обеспечивающая определенный уровень надежности (Притч.10:15; 13:8).

Проблема благоденствующих нечестивцев. Но благоденствие не всегда сопутствует благочестивому поведению. Пророки одновременно выступают за справедливое отношение к бедным (напр., Ам.2:6–7; Мих.3:9–12) и выражают надежду на наступление времени праведности в будущем (напр., Ис.11:6, 9; 42:1 и далее). Иеремия и Аввакум недоумевают, почему нечестивые так часто благоденствуют (напр., Иер.12:1–2; ср. Пс.36; 72). В Пс.1 изображаются благоденствие праведного и безнадежное положение нечестивого, но так бывает далеко не всегда. Отождествление праведности с богатством, а бедности с грехом выглядит порой неубедительным. Неясным может быть даже результат упорного труда (Ек.11:6). Часто преуспевают именно нечестивые. Иногда «богатый» становится даже синонимом «нечестивого» (напр., Пс.9; 11). В Пс.72 рассказывается, как автор чуть было не впал в полный пессимизм из-за «благоденствия нечестивых» (Пс.72:3).

Самый поразительный образ такого поворота мы видим на примере Иова, который по канонам приобретенной мудрости должен был благоденствовать. В начале он изображен образцом мудрого, праведного и, следовательно, богатого патриарха (Иов.1:1–5). Но его постигает несчастье, лишившее его всего имущества (Иов.1:6–22). В своих интеллектуальных исканиях Иов доходит до того, что решительно отвергает всякую связь благоденствия и страданий с человеческими делами, указывая, что в жизни часто преуспевают именно нечестивые, которые даже удостаиваются пышных похорон (Иов.21). Три «утешителя» Иова используют разные традиционные методы в попытках объяснить его тяжелое положение, но все их объяснения оказываются несостоятельными (Иов.42:7–9). Причина временных бедствий Иова остается покрытой тайной непостижимых намерений Бога. Благоденствие нельзя рассматривать как метафору Божьего одобрения.

Новозаветный поворот темы. Земное благоденствие как дополнение духовной жизни – главным образом ветхозаветная тема. Из более чем восьмидесяти слов и выражений, связанных с образом благоденствия, только два встречаются в Новом Завете. Резкий поворот тональности обусловливается прежде всего воплощением Христа (2Кор.8:9; Флп.2:6–8). Хотя Иисус никогда не критиковал благополучную жизнь саму по себе, в заповедях блаженств провозглашаются обетование благословений нищим и горе богатым (Лк.6:20, 24; ср. Мф.5:3). Сама миссия Иисуса изображается в категориях перераспределения богатства и положительной оценки нищих (Лк.1:51–53; 4:16–19). Тем самым благоденствие перестает отождествляться с духовным благословением и праведностью. Более того, оно может препятствовать выполнению требований, необходимых для вхождения в Царство Божье (Лк.12:13–59). Богатый юноша (Мк.10:17–31) не считается автоматически праведным и в самом деле не проходит испытания, в отличие от учеников Иисуса. Отношение человека к богатству служит теперь показателем преданности Христу. Закхей, ставший необычайно богатым как сборщик податей, продемонстрировал покаяние готовностью отдать нажитое:

«Закхей же, став, сказал Господу:

Господи! половину имения моего я отдам нищим,

и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19:1–10).

Иаков пророчески обличает богатых, притесняющих своих работников (Иак.2:1–7; 4:13–16; 5:1–6; ср. Ам.4:4–6). Это не значит, что бедность принимает при новом завете более положительный смысл. Автор 3 Иоанна молится как за духовное, так и материальное преуспевание Гаия (3Ин. 1:2). В Откр.21 в видении нового Иерусалима отражается благоденствие и материальное великолепие. Но благоденствие уже не связывается почти автоматически с праведностью.

Рассказы о благоденствии. Одну из категорий библейских рассказов вполне можно назвать историями о преуспевании. Их популярность объясняется фактом, что это рассказы об исполнении желаний, в которых находят удовлетворение самые сокровенные надежды читателя на достижение успеха и обретение надежного положения. Одна из таких историй – рассказ об Аврааме и Сарре, в котором сочетаются материальные и духовные благословения после долгих лет испытания их веры. Успех, которого добился Иаков со своими стадами, работая на Лавана, тоже принадлежит к этой категории. История Иосифа – рассказ о достижении успеха по определению, в котором человек, находившийся в крайне неблагоприятном положении, становится лидером международного масштаба, столь богатым и могущественным, что получает возможность переселить всю свою большую семью в плодородный район Египта. Более скромным аналогом общественного успеха Иосифа служит рассказ о Руфи и Воозе в книге, наполненной образами природного, физического, социального, нравственного, духовного и семейного благополучия.

В различных культурах к лидерам всегда относятся как к примерам достижения успеха и, соответственно, благополучие рассматривается в привязке к политической карьере. Помимо Иосифа, здесь можно отметить возвышение Иисуса Навина, Давида, Соломона, Мардохея и Даниила.

В национальном масштабе поселение Израиля на обетованной земле тоже представляет собой развернутый рассказ о благоприятном развитии событий, в котором Божий народ сначала получил обетование, а затем добился относительного материального и духовного благоденствия. Самый известный образ обетованной земли как земли благоденствия служит рефреном, звучащим на всем протяжении эпического рассказа исхода – «земля, где течет молоко и мед». Величайший рассказ о благоденствии в Ветхом Завете содержится в видениях тысячелетнего царства.

См. также: БЕДНОСТЬ, НИЩЕТА; БЛАГОСЛОВЕНИЕ, БЛАГОСЛОВЕННОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ; ЗЕМЛЯ, ГДЕ ТЕЧЕТ МОЛОКО И МЕД; ЗОЛОТО; ИЗБЫТОК, ИЗОБИЛИЕ; НЕОЖИДАННЫЙ, РЕЗКИЙ ПОВОРОТ; РАБОТА, РАБОТНИК; РЕБЕНОК, ДЕТИ; СЕРЕБРО; ХРАНИЛИЩЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle