Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Избыток, изобилие

(Abundance)

В Библии показан избыток двух видов: материальный, или земной, и духовный. Они взаимосвязаны, так как земное изобилие последовательно изображается как благословение от Бога, дающего его в качестве награды за соблюдение завета или просто по благодати. На духовном уровне избыток связывается с такими широкими понятиями, как спасение, чудеса, награда, бедствия и почитание Бога. Упоминания о нем встречаются в обоих заветах, а некоторые образы составляют целые темы. Образы избытка повсеместно используются в Библии прежде всего для побуждения к поклонению или повиновению Богу.

Материальное изобилие. Можно с полным основанием предполагать, что в аграрном обществе образы изобилия должны связываться с природой, урожаем, погодой, поголовьем скота, продуктами труда и пищей. Библия подтверждает это предположение. В материальном плане изобилие ассоциируется с зерном (Быт.41:49), водой (Чис.24:7; Втор.28:47 {«изобилие всего»}), крупным рогатым скотом и овцами (3Цар.1:19), разного рода добром (1Пар.12:40; Неем.9:25), съестными припасами (Иов.36:31; Пс.77:25), дождем (Пс.64:11; 104:32) и сбором урожая (Притч.16:15). В более прагматическом плане изобилие ассоциируется с предоставлением содержания (2Пар.11:23), деньгами (2Пар.24:11), богатством (Пс.48:7; 51:9), Драгоценностями (Притч.20:15) и товарами торгового обмена (Иез.27:16). В беспокойном ветхозаветном мире с постоянными войнами изобиловали также военные трофеи (2Пар.20:25) и запасы оружия (2Пар.32:5). Ветхозаветным аналогом американской мечты об автомобиле в каждом гараже и цыпленке на каждой плите было приглашение соседа посидеть под своей собственной виноградной лозой и смоковницей (Зах.3:10).

В соответствии с общей ориентацией Библии рассматривать человеческую земную жизнь на фоне духовной реальности, образы материального изобилия часто связываются с Божьим благословением праведности. Во Второзаконии Бог обещает детям Израиля обильные благословения, если они будут проявлять послушание, и наказание, если они ослушаются. Он обещает привести их в Ханаан – землю «хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исх.3:8), в которой, если они будут угодными Богу, «откроет... Господь добрую сокровищницу Свою, небо», чтобы дать им благословение (Втор.28:12). Если же они не ответят служением «Господу, Богу... с веселием и радостию сердца, при изобилии всего», Бог передаст эти обильные благословения другим народам (Втор.28:47–68). Именно это и произошло, когда в результате неповиновения Израиля его захватили вавилоняне и персы. Завоевателя Израиля, вавилонского царя Навуходоносора, Бог наделил большой властью, даровал ему «царство, власть, силу и славу; и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими» (Дан.2:37–38). Подобную же власть и такое же богатство получил персидский царь Ксеркс, устроивший роскошный пир, чтобы показать «великое богатство царства своего и отличный блеск величия своего». Вот как описывается этот пир: «Золотые и серебряные ложа были на помосте, устланном камнями зеленого цвета, и мрамором, и перламутром, и камнями черного цвета», и вино там подавалось в золотых сосудах (Есф.1:4–8).

Однако прежде чем дети Израиля проявили неповиновение, Бог действительно благословил их с избытком, особенно при Соломоне, сыне Давида, который был угоден Богу тем, что открыл Ему свое сердце. Богу было очень благоугодно, что Соломон попросил мудрости, а не богатства, и Он обещал благословить его. «И дал Бог Соломону мудрость, и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря» (3Цар.4:29). Вместе с тем, Бог обещал дать ему то, чего он не просил, а именно «богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои» (3Цар.3:13). Это благословение разделил весь народ: «Иуда и Израиль, многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились» (3Цар.4:20). На великие благословения Бога Соломон ответил достойно, воздав Богу столь же обильно, сколь он и получил. Выполняя завет, который заключил с Богом его отец, о строительстве дома Божьего, Соломон воздвиг великолепный храм, в котором почти все было покрыто золотом (3Цар.6:21–22). Богатых украшений в храме было так много, что Соломон просто поставил «все сии вещи на место. По причине чрезвычайного их множества, вес меди не определен» (3Цар.7:47). Затем храм был освящен в ходе церемонии, на которую собралось множество народа, присутствовавшего при принесении в жертву такого количества «мелкого и крупного скота, которых невозможно исчислить и определить, по множеству их» (3Цар.8:5). Бог выразил Свое удовлетворение, наполнив дом Господень столь плотным облаком Своего присутствия, что священники не могли стоять в нем, «ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3Цар.8:10–11). Тем самым Бог показал, что Он вознаграждает послушание обильными благословениями.

Преизбыточное Царство Божье. Один из самых выразительных образов избытка – слова Бога о Своем избранном народе и о Его обетованиях ему. Образы изобилия показываются не только там, где говорится, какое благословение Божий народ получает в случае повиновения, но и в местах, раскрывающих число избранных Богом людей. Дав обещание Аврааму, что он будет отцом многих народов, Бог выразил их число в категориях полноты. Бог сказал: «Сосчитай звезды, если ты можешь счесть их... столько будет у тебя потомков» (Быт.15:5). Рост числа израильтян начался в Египте, когда семьдесят человек, последовавших за Иосифом в Египет, «расплодились, и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та» (Исх.1:7). Тем самым Бог начал исполнение обетования Аврааму о преизобильном числе потомков.

В Новом Завете Бог тоже обещает спасение многим. Видя множество людей, страстно стремящихся к познанию истины, Иисус сказал ученикам: «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф.9:37–38). В Евангелии от Иоанна также говорится, что Иисус видит поля, которые «побелели и поспели к жатве» (Ин.4:35). Таким образом, Бог сообщает верующему, желающему благовествовать, что есть огромное количество людей, стремящихся стать чадами Божьими.

Духовный смысл. Образ обильной жатвы встречается еще в Библии как метафора духовной реальности. В отрицательном смысле образ изобилия иногда используется, чтобы показать великую развращенность людей на земле. Во времена Ноя «развращение человеков на земле» было очень большим (Быт.6:5). Иоил.рассматривает грех как созревание человечества к судному дню: «Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика» (Иоил.3:13). Картина Вавилона в Откр.18:11–13 рисует образ символической полноты зла на земле, когда грехи Вавилона «дошли до неба» (Откр.18:5).

Чаще, однако, образ изобилия распространяется на духовную благость. Преизобильны любовь (Пс.5:8 {«множество милости}; 68:14 {«великая благость»}) и благость (Пс.30:20; 144:7) Бога. То же самое относится к Его милости (Пс.50:3; 68:17) и силе (Пс.146:5). Исаия восторженно пишет об изобилии «спасения, мудрости и ведения» Божьих (Ис.33:6). Учитывая духовность новозаветного мира, не удивительно, что мы читаем об «обилии благодати» (Рим.5:17), об умножении утешения через Христа (2Кор.1:5), о любви апостола «в избытке» к членам церкви (2Кор.2:4), о «преизобилии радости» (2Кор.8:2), об обильном возрастании веры (2Сол.1:3) и умножении таких христианских добродетелей, как благодать, мир, милость и любовь (2Пет.1:2; Иуд.1:2).

Иисус и жизнь с избытком. Образ избытка особенно подчеркивается в земной жизни, служении и учении Иисуса, Который сказал: «Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10:10). Образ избытка мы видим в совершенных Иисусом чудесах, символизирующих силу и мощь благословений, которые мог дать Иисус. Встретившись с множеством голодных людей, Иисус превратил пять хлебов и две рыбы в достаточное количество пищи, чтобы накормить пять тысяч, не считая женщин и детей (Мф.14:15–21). Более того, еды было такое изобилие, что осталось Двенадцать коробов. А когда ученики сами не смогли поймать рыбы, Иисус повелел им закинуть сеть на глубине, где они неожиданно поймали так много рыбы, что сеть начала рваться. Они наполнили две лодки, «так что они начинали тонуть» (Лк.5:4–7).

Образы избытка Иисус использовал и в притчах – сторичный урожай, горчичное зерно, превращающееся в дерево, которое достигает неба и дает приют птицам, мессианский пир, управители, удваивающие вклады господина.

Небесное изобилие. Высший пример изобилия показан в Откр.21:9–27, Иоанн описывает новый Иерусалим, который Бог готовит для тех, кто знает Его. Великая слава Божья придает небесному Иерусалиму великолепие «подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному» (Откр.21:11; см. ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И МЕТАЛЛЫ). Длина города – 1500 миль, и он выглядит как «чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр.21:16, 18). Основания стены города также великолепны, «украшены всякими драгоценными камнями»: ясписом, сапфиром, халкидоном, смарагдом, сардониксом, сардоликом, хризолифом, вириллом, топазом, хрисопрасом, гиацинтом, аметистом (Откр.21:19–20). Таким образом, в этом отрывке предсказывается исполнение многих обетований Библии: тех, кто с верностью повинуется Богу, ждут обильные благословения.

См. также: БЛАГОСЛОВЕНИЕ, БЛАГОСЛОВЕННОСТЬ КАК СОСТОЯНИЕ ЖАТВА, УРОЖАЙ; ЗЕМЛЯ, ГДЕ ТЕЧЕТ МОЛОКО И МЕД; ПИР; ПОЛНОТА; САД; ХРАНИЛИЩЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle