Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Хранилище

(Storehouse)

Хранилище – библейский образ изобилия и безопасности (как подлинной, так и ложной). Это место предназначалось для хранения либо продуктов сельского хозяйства, либо сокровищ царства или храма. Метафорически хранилище в Библии – это место, где антропоморфный Бог хранит силы природы (см. КОСМОЛОГИЯ).

С древнейших времен в Библии богатство считалось знаком благословения, а хранилище – свидетельством накопленного богатства. Так, хранилище богатого человека могло быть большим и полным – знак его благосостояния. В такой процветающей стране, как Египет, до наступления голода полные хранилища убеждали людей в их постоянной безопасности. В годы безопасности Египта «скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал и считать; ибо не стало счета» (Быт.41:49). «И был голод по всей земле: и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам» (Быт.41:56).

Другим видом хранилища была сокровищница при дворе или храме. Сокровищницы могущественных божеств могли быть полны сокровищ, что свидетельствовало о силе божества. В Библии иногда встречаются упоминания о сокровищнице храма (1Пар.26:15), а также о царских хранилищах и хранилищах в окрестностях (1Пар.27:25).

Человеческие хранилища могут быть как положительным, так и отрицательным образом. В Древнем мире, когда царь возвышался над народом и его поддерживал бог этого народа, опустение царской сокровищницы говорило о полном банкротстве царя и народа. В вариации на эту тему грядущий Божий суд над Израилем изображается как разграбление хранилищ Израиля (Ос.13:15). Даже полное хранилище может быть отрицательным образом ложных надежд и ценностей. Достаточно вспомнить богатого земледельца из притчи Иисуса, чья мирская вера в полные хранилища зерна явилась образом неразумного упования на богатство. Амбары становятся примером бесполезного хранилища, потому что душа этого богача покидает его на следующий день после окончания строительства (Лк.12:15–21). Ветхозаветная параллель – царь Езекия, который, неразумно гордясь своими достижениями, показал свои хранилища послам из Вавилона (4Цар.20:13; Ис.39:2), которые в результате захотели вернуться как завоеватели и унести его сокровища.

Бог – Тот, Чьи хранилища чаще всего упоминаются в Писании. Как у богатого землевладельца, Его хранилища полны, и Он распределяет Свои блага между работающими на земле. Почти во всех случаях образ хранилища связан с Божьей заботой о людях, проявленной в природе. В видении Божьего благословения в прощальной речи Моисея к Израилю утверждается, что «откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время твое» (Втор.28:12). В картине природы, нарисованной в Иова 38, у Бога есть хранилища снега и града (Иов.38:22), а в псалмах антропоморфный Бог помещает воду моря в хранилища (Пс.32:7) и выпускает ветер из своих хранилищ (Пс.134:7). Этот образ передает как идею изобилия, так и постоянную Божью заботу о творении.

В итоге, хранилища в Библии обычно свидетельствуют о процветании и благословении. Когда хорошее хранилище выполняет свою задачу, оно обладает тремя качествами: его содержание обильно (достаточно для удовлетворения потребностей, если они возникнут), ценно и надежно хранится. Пустое или разграбленное хранилище – образ ужаса, в конечном итоге свидетельствующий о Божьем суде над грехом. Хранилище может быть искушением, побуждающим уповать на земное процветание, но чаще оно символизирует награду за труды или верность Богу. В последней книге Ветхого Завета Бог призывает Своих людей испытать Его: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища... не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал.3:10). Здесь сама земля изображается как хранилище Божьих благословений.

См. также: АМБАР, ЖИТНИЦА; БЛАГОДЕНСТВИЕ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, ПРЕУСПЕВАНИЕ, ПРОЦВЕТАНИЕ; ИЗБЫТОК, ИЗОБИЛИЕ; СОКРОВИЩЕ; ХРАНЕНИЕ, ЗАПАСАНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle