Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Пир

(Banquet)

Пир – это торжественный званый обед в честь какого-то важного события. В отличие от иудейских культовых празднеств, это не официальное торжество, связанное с богослужением; тем не менее пир в среде Божьего народа нельзя рассматривать как чисто «светское» событие, ибо он часто служил выражением Божьего вмешательства и Его заботы. Пир был не просто трапезой или празднованием события, послужившего поводом для его устроения. Он служил четким показателем, кто какое положение занимает и кто имеет вес в общественной и политической жизни, а кто нет. Полученное приглашение означало, что с человеком считаются. Место на пиру вблизи хозяина или далеко от него, а также количество и качество предлагаемых блюд и напитков указывали на положение гостя (Быт.43:31–34; Лк.14:7–12; Ин.2:10). Отказ присутствовать на пиру был мощным общественным вызовом власти и чести хозяина (напр., Есф.1:12, 16–20; Мф.22:1–14).

Пиры по особым случаям. Пиры часто устраивались при царском дворе. На них демонстрировались царская честь и сила (Есф.1:3–12; 5:4–6, 8, 12, 14; 6:14; 7:8; Дан.5:1, 10; а также пиры в связи с воцарением Давида, 1Пар.12:38–40, и Соломона, 3Цар.1:39–41). Пиры были местом политических и общественных встреч и переговоров. Приглашение на пир считалось оказанием особой чести с признанием силы, положения и близости гостя. Пиры устраивались также по случаю заключения военных или политических договоров и одержанных побед (Быт.26:30; 31:54). Когда победителем был царь, пир также назывался царским (2Цар.3:20).

В общинах пиры организовывались для празднования определенных событий и благодарения за них Бога (напр., стрижка овец, 1Цар.25:11; 2Цар.13:23–27; жатва, Суд.9:27). На других пирах отмечалось наступление долгожданных событий, таких как завершение строительства храма Соломона (2Пар.7:8) или получение неожиданных благословений (3Цар.3:15; Лк.15).

Пирами сопровождались также церемонии, связанные с днем рождения и отнятием от груди, свадьбой и похоронами, хотя в Библии упоминаются только пиры по поводу дней рождения царей (фараона, Быт.40:20; Ирода, Мк.6:21). Авраам «сделал большой пир», когда Исаак был отнят от груди (Быт.21:8). Несколько раз упоминается о свадебных пирах (Быт.29:22; Суд.14:10,17; Ин.2:8–9). Есть косвенные свидетельства, что погребальные обряды тоже сопровождались пирами в честь усопшего и для утешения семьи (2Цар.3:35; 12:16–17; Иер.16:5–9; Иез.24:16–17, 22–23; Ос.9:4).

Наконец, проявление гостеприимства иногда выливалось в организацию пира. Гостей принимали радушно и щедро угощали.

Образ пира возник на основании разного рода реальных пиров, и смысл, который автор вкладывает в него, зависит от того, какой именно пир он имеет в виду. В изложении притчи Иисуса о брачном пире, устроенном царем для своего сына, Матфей приводит разные примеры пиров (Мф.22:2–9; ср. 25:10). Реальный пир часто принимает метафорический смысл, например, пир, на который народы привозили царю Давиду дары, стал мессианским (1Пар.12:38–40).

Пиры по случаю одержанных побед. Мифы древнего Ближнего Востока следуют обычной схеме: война, победа, воцарение, строительство дома (храма/дворца) и торжества/пир. В таком чередовании событий проявляется логическая последовательность, в которой, как в небесном зеркале, отражаются человеческие дела. Празднование одержанной на поле боя победы представляет собой архетип, центральное место в котором занимает пир. Первый намек на это мы видим в крошечном эпизоде после первой упомянутой в Библии битвы: когда Авраам разгромил Кедорлаомера и его союзников, «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино» и благословил Авраама и Бога (Быт.14:18–19). В другом месте образ пира после победы использует псалмопевец: «Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих, умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена» (Пс.22:5). В этом пире выражаются «благость и милость» Бога (Пс.22:6). Тяжелое положение Израиля Иеремия изображает с помощью образа пирующего на Сионе Вавилона, пожирающего все, что Бог исторгнет из его уст, когда Вавилон будет повержен (Иер.51:34–44). Особенно яркое впечатление производит нарисованная Исаией картина эсхатологического Божьего пира (Ис.25:6, см. ниже). В эсхатологическом видении Иоанна конечная победа над злом отмечена пиром по случаю победы и свадьбы (Откр.19:9, 17–18).

Мессианский пир. С темой пира по случаю победы тесно связано видение мессианского пира. Яркий образ этого пира показан в Ис.25:6: «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин». Рассказы о застольях Иисуса с самыми разными людьми и Его репутация «человека, который любит есть и пить вино, друга мытарям и грешникам» (Мф.11:19), указывают на то, что трапезы занимали в Его служении значительное место. Иисус «принимал грешников и ел с ними» (Лк.15:1–2) и тем самым подтверждал готовность Бога приветствовать вхождение грешников в Царство Божье. Однако совместные трапезы с Ним не служили гарантией вхождения в Царство (Лк.13:26–27), ибо некоторым Он скажет: «Не знаю вас, откуда вы» (Лк.13:27). Но в будущем люди «придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лк.13:29; ср. Мф.8:11–12). На вечере Господней Иисус намекнул на грядущий эсхатологический пир: «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф.26:29; Мк.14:25; Лк.22:18; ср. Лк.22:28–30).

Дружеские застолья. Тема дружеских застолий особенно большое место занимает в Евангелии от Луки. В нем они показаны как пирушки в греко-римском стиле с выпивкой и беседой, в ходе которой затрагиваются вопросы, представляющие взаимный интерес. Участники возлежали вокруг стола в форме буквы П, и место гостя за столом указывало на степень оказанной ему чести. В Лк.14:1–24 показана сцена обеда в доме фарисея, во время которого Иисус рассказал несколько притчей на тему о пирах, в том числе о стремлении занять почетное место за столом (Лк.14:7–11). На этих обедах Иисус сеял семена преобразования. Трапезы в Царстве не должны служить цели демонстрации оказанной чести или особого положения, а быть открытыми для всех (ср. Лк.7:36–50).

Свадебные пиры. Образ свадебного пира в метафорическом смысле используется в евангелиях (Лк.12:36; Мф.22:4; 25:10; см. также Песн.2:4) и в Откровении (Откр.19:9). На этих пирах присутствует элемент полного надежд и радостного праздника любви и предвкушения гармоничных взаимоотношений. На вопрос, почему фарисеи и ученики Иоанна Крестителя постятся, а ученики Иисуса нет, Иисус ответил: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф.9:15). Иными словами, сейчас время для праздника и пира, а не для поста.

Дурные пиры. Иногда пиры служат символами упадка и поражения, суда за идолопоклонство и несправедливость, предвестниками конечного суда, приговора и страданий. Те, кто отвечает на соблазнительные призывы «женщины безрассудной», станут ее гостями «в глубине преисподней» (Притч.9:13–18). Мысль о мудрости в питании хорошо выражена в следующей притче: «Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть» (Притч.15:17). Сыны и дочери Иова непрестанно устраивали пиры, и Иов как праведный отец приносил за них всесожжения, так как во время этих пиров его дети могли «согрешить, и похулить Бога в сердце своем» (Иов.1:4–5). Грубый Навал, несмотря на приближающийся суд, устроил дома пир «как пир царский», и сердце у него «было весело; он же был очень пьян» (1Цар.25:36). Описывая отступничество Израиля, Исаия сравнивает его с людьми, которые «с раннего утра... разгорячают себя вином. И цитра и гусли, тимпан и свирель, и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают» (Ис.5:11–12; ср. Иер.51:39; Ам.6:4–6). Наконец, в Откр.19:17–18 суд Божий показан как грозная «великая вечеря Божия», на которую приглашаются питающиеся падалью птицы, чтобы пожрать трупы земных царей и их воинов.

Но в целом в образе библейских пиров подразумевается и выражается мысль о благословении, процветании, изобилии, богатстве, победе и радости. Будучи символами Божьей верности и человеческой праведности, помазанной и установленной Богом власти, они играют роль предвестников небесного благословения и почета.

См. также: ГОСТЕПРИИМСТВО; ГОСТЬ; ПРАЗДНИКИ, ПРАЗДНЕСТВА; ТРАПЕЗА; УЖИН, ВЕЧЕРЯ.

Библиография:

S.S.Bartchy, «Table Fellowship», DJG 796–800.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle