Ужин, вечеря
(Supper)
Греческое слово deipnon, которое иногда переводится как «ужин», чаще переводится как «пир», «пиршество» или «еда» (что прежде всего означает основной вечерний прием пищи). Соответственно, «ужин» в Библии связан с темами гостеприимства и пищи. В новозаветные времена образ ужина был связан с древней практикой есть трижды в день. Завтрак представлял собой просто кусок хлеба, который обмакивали в вино, обед обычно ели вне дома. Ужин был основным приемом пищи в течение дня. Он происходил на заходе солнца, после окончания рабочего дня, и в нем участвовал весь дом. Это было время отдыха, когда члены семьи и гости вели долгие беседы. Это было время, когда все расслаблялись. В отличие от нашего ужина, неформального в сравнении с более общественным по характеру обедом, библейская вечеря была сравнительно обильной, происходила в конце рабочего дня, поэтому была желанным моментом, связанным с удовлетворением и наградой за труд.
Еврейского слова, означающего ужин, не существует, но в основе новозаветных вечерь лежат ветхозаветные практики гостеприимства. Особо важны пасхальный ужин, пророческие видения о мессианском пире (Ис.25:6–8) и весь цикл жертвоприношений и пиров завета, проходивших «перед» Богом или «в присутствии» Господа. Следует помнить также, что существовал обычай устраивать прощальные пиры перед отъездом почетных членов и друзей семьи (напр., Быт.27:1–40).
В современных переводах Библии значение слова ужин обычно сводится к трем основным событиям: последней вечере, вечере Господней и свадебному (брачному) пиру Агнца. Эти вечери следует рассматривать наряду с другими пирами, ужинами, праздниками и обедами в Ветхом и Новом Заветах, в особенности следует отметить привычные для Иисуса совместные принятия пищи с грешниками и изгоями, которых Он принимал как друзей. Царство приходит зримо, и Божий мир проявляется в пирах с Иисусом.
Последняя вечеря (Мф.26:17–30; Мк.14:12–26; Лк.22:7–30) – это одновременно пасхальный ужин (Лк.22:11) и прощальный пир в честь Иисуса. Это совместная трапеза бывших незнакомцев, ставших друзьями, образовавших новую семью, Главой которой был Иисус. Элементы ужина (опресноки, чаша вина) – это элементы пасхальной вечери (Исх.12; Втор.16), в ходе которой Иисус, вспоминая древнее избавление, переистолковывает ветхозаветные события и дает новые имена, называя Себя жертвенным агнцем грядущего окончательного избавления. Последняя вечеря обладает всем церемониальным значением пасхи как семейного и общинного события.
Основной источник информации о вечере Господней – это комментарии Павла в 1 Коринфянам. Павел предваряет свое описание вечери учением о «духовной пище» и «духовном питии» (1Кор.10:1–13), используя образы повествования об исходе и о блужданиях в пустыне (Исх.16–17), а также образы религиозных пиров Ближнего Востока в древности (особенно эллинистических священных принятий пищи и питья, посредством которых достигалось общение с богами или их благоволение). Павел ясно предупреждает против идолопоклонства и магического использования пищи и питья (1Кор.10:14), которые по сути являются отказом от господства и Божественности Иисуса. Говоря о правильном проведении вечери Господней (1Кор.11:17–34), Павел ставит акцент на ее статусе священной трапезы, во время которой принимают предписанные Богом пищу и питье и вспоминают искупительную смерть Иисуса. Павел учит, что истинность вечери основана на живом господстве Иисуса Христа, отраженном в отношениях верующих друг к другу внутри новой Божьей семьи: вечеря свидетельствует об их совместной жизни. Павел сообщает коринфянам: «Вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню» (1Кор.11:20), – потому что люди ведут себя не в соответствии с этикетом, показанным Иисусом Его друзьям-ученикам (1Кор.11:21–22; см. Лк.14:7–14).
Свадебный пир из апокалипсиса Иоанна (Откр.19:9, 17–18) имеет в своей основе и напоминает нам обетования, величие и надежду ветхозаветных пророчеств о мессианском пире (Ис.25:6–8), царские свадебные пиры и пиры в честь победы. Победа и окончательное достижение цели церкви и ее Господа также означают окончательное поражение и суд над врагами Бога, изображаемый в гротескном духе как «великая вечеря Божия» (Откр.19:17–18; см. Иез.39:17–20). Но последние слова – это открытое, полное надежды приглашение:
И Дух и невеста говорят: прииди!
И слышавший да скажет: прииди!
Жаждущий пусть приходит,
и желающий пусть берет воду жизни даром (Откр.22:17).
В целом вечери напоминают о благословении Божьего присутствия, нашей принадлежности к семье Иисуса и дружбе с Ним, радостном праздновании победы Божьего избавления и полном надежд ожидании отмщения. Все эти мотивы сочетаются воедино в образе Книги Откровения: Христос стоит у двери в человеческое сердце, готовый войти внутрь и «вечерять» с любым, кто откроет дверь (Откр.3:20).
См. также: БОГ КАК ХОЗЯИН; ВИНО; ЕДА, ПИТАНИЕ; ПАСХА; ПИР; ПИТЬЕ; ПИЩА, ПРОДОВОЛЬСТВИЕ; ПРАЗДНИКИ, ПРАЗДНЕСТВА; ТРАПЕЗА.