Ужасные истории
(Terror, stories of)
Было бы ошибочно полагать, что ужасные истории включены в Библию с той же целью, с какой пишутся современные ужасные истории – напугать читателя для забавы в его свободное время, – но, без сомнения, в Библии есть много ужасного. В одних библейских жанрах его больше, чем в других; основная часть ужасных историй сосредоточена в исторических хрониках, пророческих и апокалиптических видениях, псалмах и рассказах о страстях Христовых. В основном герои этих историй вынуждены бояться природы, личных и национальных врагов и Бога.
Для того чтобы считаться ужасной, история должна не только рассказывать о насилии или страшном событии; она должна быть рассказана так, чтобы читатель почувствовал страх. Исходя из этого критерия, история об убийстве Каином Авеля – не ужасная: хотя в ней есть насилие, она рассказывается в одном стихе. В то же время, история потопа – ужасная, так как в ней описывается (хоть и кратко) ужас наступления вод потопа, пока в нем не погибли все животные и люди (Быт.7:17–24). Даже в отступлении воды (Быт.8:1–12) есть нечто ужасное. Хотя Книга Бытие – это не сборник страшных рассказов, нам следует помнить, что некоторые из ее историй ужасны: угроза, которой подверглись ангелы, посетившие дом Лота, и последующее разрушение Содома (Быт.19); жертвоприношение Исаака (Быт.22); продажа Иосифа в рабство братьями (Быт.37:12–28).
В эпосе исхода мы можем воспринимать как ужасные десять египетских казней (Исх.7–12), а также то, как земля поглотила бунтовщиков (Чис.16), и нападение ядовитых змей (Чис.21:4–9). В более поздней иудейской истории эпизод с наложницей, которую насиловали до смерти, тоже ужасен (Суд.19). Одна из составляющих подобных историй – чувство неизбежности бедствия, и, исходя из этого критерия, случай с виноградником Навуфея также можно считать ужасным (3Цар.21).
Псалмы полны выразительных ужасных эпизодов, которые то вспоминаются, то предвосхищаются, то предсказываются как грядущие. Псалмы плача часто рисуют устрашающую картину угроз, окружающих автора, – эти угрозы побуждают его заявлять, что его «кости... потрясены», «душа... потрясена» (Пс.6:3–4). Злоумышленники из Пс.9 преследуют жертву как хищники и ждут ее в засаде, чтобы уловить в сеть. Замыслившие убийство представлены как «отвсюду ужас» в Пс.30:14. Угроза в псалмах исходит и от природы – как в песни о грозе (Пс.28), в описании стихийных бедствий в Пс.45:3–4 и описании бури в пустыне и на море в Пс.106.
Даже когда сама по себе природа не является источником ужаса, поэты извлекают из ее царства свои метафоры. Так, о внезапном падении надменных грешников говорится, что они «исчезли, погибли от ужасов» (Пс.72:19), а военная угроза изображается как «воды бурные», уничтожающие народ (Пс.123:5). Псалом избавления, подобный Пс.90, – настоящий перечень ужасов: в нем упоминаются «ужасы в ночи», дневные стрелы, «язва, ходящая во мраке» и «зараза, опустошающая в полдень», военная угроза и такие опасности путешествий, как львы и змеи. Наконец, видения о будущем Божьем суде над злом тоже описаны как ужасные: «Погони их бурею Твоею и вихрем Твоим привели их в смятение» (Пс.82:16).
Третий важный источник ужасных историй – это пророческие и апокалиптические книги Библии. Здесь силы природы и разрушительная мощь вражеских армий совместно, на протяжении всей описанной эпохи, ужасают всех живущих на земле людей. Типичный образец – Иер.48:44, где предсказано: «Кто убежит от ужаса, – упадет в яму; а кто выйдет из ямы, – попадет в петлю». Даниила так беспокоят устрашающие видения о зверях, что он пишет: «Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лицо мое изменилось на мне» (Дан.7:28). В новозаветной апокалиптике Иисус описывает грядущее разрушение Иерусалима, когда люди в страхе бегут из города в горы, беременных женщин в тревоге, слухи о военном вторжении, голод и землетрясения (Мф.24). Мотив эсхатологического ужаса достигает своей кульминации в Книге Откровение, полной жутких сцен устрашающего суда и всемирных катаклизмов.
Страсти Христовы – это тоже длинная ужасная сцена. Мы не только становимся свидетелями осуждения невиновного, но и проходим через ряд сцен жутких телесных издевательств и боли, сопровождаемых жестокими психологическими страданиями. Мрачная история казни Иоанна Крестителя (Мф.14:1–12; Мк.6:14–29; Лк.9:7–9) предвещает эти последние ужасные сцены страстей Иисуса.
См. также: ПОБЕГ, БЕГСТВО; БИТВЫ, СРАЖЕНИЯ, ВОЙНЫ; БУРЯ; ГРОМ; МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ; НАВОДНЕНИЕ, ПОТОП; ПРИРОДА; СМЕРТЬ; СТРАХ; СУД, НАКАЗАНИЕ, ПРАВОСУДИЕ; ТЕОФАНИЯ, БОГОЯВЛЕНИЕ; ЧУДОВИЩА.