Наводнение, потоп
(Flood)
Разрушительный и даже смертоносный потенциал воды наиболее яркое выражение находит в образе наводнения – будь то медленно и неотвратимо затопляющего землю или неожиданно обрушивающегося с гор, сметая все на своем пути. В Писании представлены оба эти образа, и, с одной стороны, описываются наводнения, подобные разливу Нила в Египте (см. Иер.46:7–9), а с другой – рисуются картины внезапных наводнений, которые нередко происходили в Палестине в результате бурь в горах, когда потоки воды устремлялись в пересохшие вади (см. Иов.27:20–22) (Вади – арабское название сухих русел рек и речных долин вре́менных водных потоков, заполняемых, например, во время сильных ливней). Хотя наводнение может приносить пользу, в Библии оно почти никогда не используется в качестве положительного образа. Редкое исключение – Ис.66:12, где Бог обещает дать богатство народу, «как разливающийся поток».
Драматический тон основным темам, связанным в Библии с наводнением, задает Ноев потоп (Быт.6–8) с его катастрофическими и всеобъемлющими последствиями. Это первое и наиболее широкомасштабное наводнение продемонстрировало Божью силу во всей ее полноте: подобно тому как Бог сотворил мир со всем разнообразием жизни в нем, с той же легкостью Он разрушил его. Бог заявил: «Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» (Быт.6:17). В этом потопе выразилась также ненависть Бога ко греху. Бог воскорбел в сердце Своем (Быт.6:6), когда увидел, до какой степени люди растлили сотворенный Им хороший мир. Праведный Бог решил уничтожить зло. Он сказал Ною: «Конец всякой плоти пришел пред лицо Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями» (Быт.6:13).
Помимо демонстрации Божьей силы и Его ненависти к злу, Ноев потоп служил также выражением решимости Бога создать новый мир из хаоса, порожденного человеческим грехом. Бог нашел способ сохранить уповающих на Него, провести их через все испытания и предоставить им возможность для нового начала. С этой целью Бог поместил Ноя с его семьей и животных в ковчег, в котором они плавали, пока воды потопа не отступили. Затем Бог сказал им: «Выйди из ковчега ты, и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих... Выведи с собою всех животных... пусть плодятся и размножаются на земле» (Быт.8:16–17).
После описания всемирного потопа в Быт.6–8 образы наводнения мы видим в поэтических книгах Ветхого Завета, прежде всего в Книге Иова, псалмах и у некоторых пророков. В ряде случаев символика потопа служит средством выражения мысли о грозной силе Бога, как, например, в Книге Иисуса Навина, когда вода Иордана «остановилась и стала стеною» (Нав.3:16). Иисус Навин объяснил народу: «Господь, Бог ваш... сделал [это]... дабы все народы земли познали, что рука Господня сильна, и дабы вы боялись Господа, Бога вашего, во все дни» (Нав.4:23–24).
Чаще, однако, образы наводнения используются для изображения решимости Бога наказать грех. Во времена Ноя суд принял форму потопа в буквальном смысле, а впоследствии этот образ часто использовался метафорически как символ воздаяния Бога либо Своему народу (напр., Иерусалиму, представленному в виде поэтического образа Ефрема в Ис.28:1–2), либо его врагам (напр., Ассирии в Ис.30:27–31). Как и в картине всемирного потопа в Бытии, в последующих образах часто выражается мысль о широкомасштабной деятельности Бога, направляющего для достижения Своих целей один народ против другого. Иеремия следующим образом описывает использование армии фараона: «Вот, поднимаются воды... и потопят землю и все, что наполняет ее, город и живущих в нем; тогда возопиют люди... от стука колесниц его... Господь разорит Филистимлян» (Иер.47:2–4).
В некоторых случаях образ наводнения служит метафорой глубоких, как будто бы непреодолимых бедствий и несчастий, не обязательно исходящих от Бога как наказание, но дающих Ему возможность прийти на помощь Своему народу. Такими бедствиями могут быть угроза смерти («Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня» [Пс.17:5]); одиночество («устрашения Твои... окружают меня, как вода... Ты удалил от меня друга и искреннего; знакомых моих не видно» [Пс.87:17–19]); публичное осмеяние («О мне толкуют сидящие у ворот... да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод» [Пс.68:13–15]); война («когда восстали на нас люди... поток прошел бы над душею нашею; прошли бы над душею нашею воды бурные» [Пс.123:2–5]). При всяких несчастьях уповающие на Бога могут рассчитывать на Его защиту. Поэтому в Пс.17 Давид ликует: «Он простер руку с высоты, и взял меня, и извлек меня из вод многих» (Пс.17:17).
Двоякая тема силы Бога наказывать и спасать находит выражение в пророчестве Исаии, что Бог «придет как потоп» {«река»} и «воздаст противникам Своим – яростью», но придет Искупитель, Который спасет кающихся в грехах (Ис.59:18–20). Эта двойная тема продолжается и в новозаветных образах потопа. Авторы обращают взор назад, на Ноев потоп, как на предзнаменование суда над упорствующими в своих грехах, но в образе Ноя подчеркивается также обетование Бога спасти и защитить уповающих на Христа как Спасителя (см. Мф.24:37–41; 1Пет.3:18–20; 2Пет. 2:4–10).
В притче о мудром и безрассудном строителях в Лк.6:46–49 образ наводнения используется как яркое напоминание, что духовный дом не может устоять, если он не основывается на Иисусе и на Его словах. Мудрый строит на камне: «Когда случилось наводнение, и вода наперла на этот дом, то не смогла поколебать его» (Лк.6:48). Те же, кто не слушает слов Иисуса и не повинуется им, подобны безрассудному строителю, закладывающему дом без основания: «Когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое» (Лк.6:49). Как во дни Ноя, так и во дни Иисуса и в наши дни: гибельные последствия греха могут привести к полному разрушению, но спасительная сила Бога предоставляет убежище.
См. также: ВОДА; ГРЕХ; ИЗБАВЛЕНИЕ; КОВЧЕГ; КОСМОЛОГИЯ; РЕКА; СМЕРТЬ; СУД, НАКАЗАНИЕ, ПРАВОСУДИЕ; ХАОС.