Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Река

(River)

Образы рек и потоков, несомненно, взывают к человеческому воображению. Они обладают привлекательностью. Будучи источниками воды, они символизируют жизнетворное начало. Спокойное, неторопливое течение делает их образом тайны и обаяния. Противопоставляя в Пс.45 спокойствие образам разрушения, поэт просто замечает: «Речные потоки веселят град Божий» (Пс.45:5). В христианской церкви есть выразительные гимны о том, как Божий народ собирается у реки, и о том, что совершенная Божья любовь подобна славной реке. Более 150 библейских упоминаний о реках и потоках разделяются в основном на шесть категорий: источник жизни, источник очищения, граница или географический ориентир, место встречи человека с Богом, инструмент Божьего обеспечения/избавления или суда и символ.

Роль рек в Библии в значительной степени основывается на отсутствии на израильской территории крупных речных потоков. В отличие от Египта и Месопотамии, где жизнь поддерживается реками (см. Втор.11:10), Израиль «есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, земля, о которой Господь, Бог твой, печется» (Втор.11:11–12). Страны, где есть полноводные реки, используют их как средства транспортировки и связи, а Израиль ассоциируется в основном с землей. Но хотя в Палестине нет значительных водных потоков, не пересыхающих летом, там есть множество вади, то есть сухих долин, наполняющихся водой только в период дождей, и этот образ использовал Иов применительно к своим друзьям, на которых нельзя положиться: «Но братья мои неверны, как поток, как быстро текущие ручьи» (Иов.6:15; ср. 3Цар.17:1–7).

Отождествление в Библии потоков воды с жизнью связывается с засушливым климатом в библейском мире, по крайней мере, трояким образом. Во-первых, перед нами предстают картины потоков, текущих в пустыне. Читаем, например, об «источниках вод в степи» (Ис.32:2), водах «в пустыне» и потоках «в степи» (Ис.35:6), «потоках на иссохшее» (Ис.44:3). Во-вторых, о деревьях постоянно говорится, что они растут на берегах потоков, и при этом подразумевается, что в стороне от потоков они не плодоносят (Пс.1:3; Ис.44:4; Иер.17:8; Иез.31:4; ср. со словами в Ис.32:20: «Блаженны вы, сеющие при всех водах»). К этому можно добавить время от времени появляющиеся упоминания о пересыхающих потоках – образах потери (Иов.14:11; Пс.106:33).

На основании всех этих факторов нетрудно представить себе, о каких реках или потоках мечтали люди в Библии: они хотели, чтобы потоки были «полными» (Пс.64:10), «большими» (Иез.17:5, 8), «текущими» (Втор.9:21; 10:7; Пс.41:2; Песн.4:15; Ис.44:4; Иер.18:14), «сильными» (Пс.73:15; Ам.5:24) и «струящимися» (Притч.18:4). Эти качества, в свою очередь, имеют большое значение, когда библейские авторы пользуются образами рек и потоков как символами Бога и праведной жизни.

В качестве самого позитивного образа река фигурирует в Библии как часть райского сада – в качестве источника жизни для растений, животных и людей. Из Едемского сада вытекала река, разделявшаяся затем на четыре потока (Быт.2:10–14). Возведя очи свои, Лот увидел, что вся окрестность Иорданская «орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская» (Быт.13:10), и что она символизировала собой благоденствие. В Валаамовом благословении Израиля мы видим образ «садов при реке» (Чис.24:6). В нарисованной псалмопевцем картине Божьего благословения земли важную роль играет образ реки с выражением уверенности, что «поток Божий полон воды» (Пс.64:10) и что Бог как вселенский садовник посылает источники в долины (Пс.103:10). В таких условиях отождествление реки с благоденствием становится закономерным: «Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов – как разливающийся поток» (Ис.66:12).

Символические образы реки в Библии основываются, в первую очередь, на ассоциативной связи с райской рекой. Читаем, например, о Божьей реке как о «потоке сладостей» (Пс.35:9), о «великом Господе», Который будет для Своего народа «вместо рек, вместо широких каналов» (Ис.33:21), и о небесной реке, текущей «среди улицы» небесного города, по каждую сторону которой расположено древо жизни, напоминающее о первобытном рае (Откр.22:1–2). Поскольку в Иерусалиме не было реки (вода поступала по водопроводу [Ис. 7:3]), образ реки, текущей через город, в Пс.45:5, несомненно символизирует Божье присутствие, и так же, по всей видимости, следует понимать образ реки, вытекающей из храма, в видении Иезекииля (Иез.47). Иисус тоже имел в виду духовную реальность, когда заявил: «Из чрева [верующего] потекут реки воды живой», – под которыми Он понимал Святого Духа (Ин.7:38–39).

Важную роль в Библии реки играют как указатели границ и географические ориентиры. Единственной значительной рекой в Израиле была река Иордан, но она занимала периферийное положение и располагалась на восточной границе Израиля (Чис.34:12; Иез.47:18). В Библии нет метафорических образов Иордана как реки смерти, через которую переходят в загробную жизнь, наподобие Стикса в римской мифологии и реки Хабур в месопотамской. Тем не менее пограничное положение реки Иордан, как и рек вообще, отражается в библейских текстах. Иордан разделял общины (Нав.22:11–12, 24–25; Суд.12:5–6). Границами Израиля на севере и юге также служили реки и вади: «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт.15:18), причем последняя была Рекой по определению (Исх.23:31 и другие места) и впоследствии по ней проходила демаркационная линия «заречной» персидской провинции (Езд.8:36; Неем.2:7).

Реки могут служить не только физическими, но и духовными границами – хотя Бог может раскрывать Себя повсюду, реки (наряду с деревьями и горами) фигурируют среди наиболее распространенных мест встречи с Богом. Иезекииль и Даниил отмечают, что они находились у вавилонских рек, когда с ними устанавливалось сверхъестественное общение (Иез.1:1–3; 10:15–22; 43:3; Дан.10:4; 12:5–7). У реки Иордан произошло вознесение Илии на небо и утверждение Елисея его преемником (4Цар.2:6–15). Иаков всю ночь боролся со сверхъестественным существом, когда перешел водный поток при возвращении в Ханаан (Быт.32:22–31), и у реки Иордан глас Божий с неба провозгласил Иисуса Сыном (Мк.1:9–11). Встречи с Богом у реки могли происходить даже во сне (Быт.41:1–18; Дан.8:2–6,16). Важное значение в этих рассказах имеет духовная связь с живой водой. Новую жизнь во Христе Иисус связывает с живой водой, дающей вечную жизнь (Ин.4:10–14), а в Ин.7:38 (ср. Откр.7:17). Иисус с помощью метафоры живой воды обещает, что верующие примут Святого Духа. Таким образом, духовные события у рек предвещают излияние живой воды, исходящей от Иисуса Христа.

Коль скоро с реками ассоциировалась божественная аура, люди, искавшие связи с Богом, могли устанавливать ее у реки (Деян.16:13). Павел рассчитывал найти место для молитвы у реки, но такие прецеденты были и раньше: Ездра со своими товарищами остановился на несколько дней у реки для поста и молитвы о Божьей защите в предстоящем путешествии (Езд.8:15–31), а пленные плакали пред Богом «при реках Вавилона» (Пс.136:1).

«Живая вода» – это библейская метафора свойства воды в реке или потоке: в отличие от стоячей, «мертвой» воды, она движется и потому «живет». В Ветхом Завете вина за неизвестно кем совершенное убийство снималась ритуалом, проводившемся около текущего потока (Втор.21:1–9). Иордан, главная река Израиля, обладал мощными живительными способностями: Нееман исцелился от проказы, и «обновилось тело его, как тело малого ребенка» (4Цар.5:14), когда он просто окунулся в Иордан, хотя до этого он предлагал для этой цели другие реки (4Цар.5:12). Иордан был источником «живой» воды, который избрал Иоанн Креститель для символического очищения иудеев, кающихся в своих грехах (Мф.3:5–11). Следовательно, реки имели особый очищающий статус.

Наконец, в реках могут выражаться противоположные образы: они используются Богом либо для уничтожения Своих врагов (Суд.5:21), либо для спасения Своего народа. Поэтому, хотя в Ниле погибали израильские новорожденные мужского пола (Исх.1:22), сохранение Богом жизни младенцу Моисею в корзинке на Ниле (Исх.2:3–5) в конечном счете привело к новой жизни для всех израильтян и превращению воды Нила в кровь для египтян (Исх.7:15–25). В роли отрицательного образа реки могут течь кровью и вызывать массовую гибель (Иез.32:6; ср. Исх.7:15–25; Пс.77:44), а Павел при перечислении бедствий, которым он подвергался в ходе своей миссионерской деятельности, наряду с разбойниками и нуждой, упоминает об «опасностях на реках» (2Кор.11:26–27). Двойственную природу рек мы видим и в Апокалиптических образах. В пророчествах о суде говорится о зараженных реках (Откр.8:10–11; 16:4) и реках, которые Бог иссушил, чтобы наказать греховных людей (Ис.19:5; 42:15; 44:27; 50:2; Наум.1:4). Но в пророчествах об искуплении показаны выразительные картины гор и потоков, источающих сладкое вино (Ам.9:13) и наполненных водой (Иоил.3:18).

Реки текут в море (Ек.1:7) и разделяют его зловещие черты: как и море, они могут служить воплощением образа непокорных бунтарей, противящихся установлению Божьего порядка. В Библии показаны ужасающие картины вздымающихся рек, выходящих из берегов и разрушающих жилище людей (Нав.3:15; Ис.8:7–8). Бог – единственный в Библии, Кто может справиться с враждебной силой непокорных рек, бешеный натиск которых Он останавливает небесным оружием (Авв.3:8–15), заставляющим волны в страхе отступать (Пс.113:3–5). Бог разделяет реки на части или иссушает их, чтобы они не представляли больше угрозы для безопасного перехода Божьего народа (Ис.11:15–16; Зах.10:11).

При переходе через Иордан Израиля, Илии и Елисея (Нав.3–4; 4Цар.2) в чуде заключалась и нравственная сторона: это было демонстрацией победы Бога над силами зла, пытавшимися воспрепятствовать движению Божьих людей. Человеческая власть над реками исходит от Бога, и эта мысль находит выражение в следующей нравственной истине: «И положу на море руку его [царя], и на реки – десницу его» (Пс.88:26; ср. 4Цар.2:14).

Заключение. Реки и потоки занимают в Библии видное место. В физическом смысле упоминания о них соотносятся с реальным миром, в котором вода приносит жизнь и средства к существованию, а ее отсутствие угрожает гибелью. На символическом уровне в образе потоков выражается глубочайшая духовная реальность. На образе реки построена сама композиция Библии: созданная Богом плодоносная река обрамляет библейский рассказ от начала (Быт.2:10–14) до конца (Откр.22:1–2; ср. Иез.47:5–12; Иоил.3:18), и проводниками вечной жизни могут стать даже люди, когда у них «из чрева потекут реки воды живой» (Ин.7:38).

См. также: ВОДА; ИОРДАН, РЕКА; ИСТОЧНИК; ИСТОЧНИКИ ВОДЫ; КОСМОЛОГИЯ; МОРЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle