Источник
(Fountain)
Источник – это поток воды, или, точнее, его начало. Как таковой, он очень близок по значению двум другим словам – колодец и родник, которые в словаре рассматриваются в отдельных статьях. Большинство современных переводов в достаточной мере произвольно используют эти три слова при передаче различных еврейских и греческих понятий.
Источник как и колодец и, особенно, родник, ассоциируется с общим библейским образом воды как первоосновы жизни. Поскольку источник более конкретно соотносится с возникновением или началом водного потока, он часто понимается в переносном смысле как источник жизни. Поэтому нет ничего удивительного, что в Пс.35:10 Бог назван «источником жизни». Контекстом этого псалма служит милость Бога, Который дает пищу и питье, а также предоставляет защиту.
Пониманием Сиона как места расположения храма, символа Божьего присутствия среди народа, безусловно, объясняются слова псалмопевца в Пс.86:7, радостно воскликнувшего: «Все источники мои в тебе». То есть Сион, место, где верующий встречается с Богом, изображается источником жизни.
В Книге Притчей мудрость и ее производные тоже связываются с «источником жизни». В Притч.13:14 «учение мудрого» названо источником жизни, а в Притч.18:4 мы видим интересный поворот темы – «струящимся потоком» там изображается не источник жизни, а «источник мудрости». С мудростью данный образ связывается и в других местах, например, «уста праведника» (Притч.10:11) и «знание» (Притч.16:22 {«разум»}) названы «источником жизни». Изображение мудрости как источника жизни отнюдь не удивительно в свете тесной связи Бога с мудростью, показанной в этой книге. Эта тема находит ясное выражение в Притч.14:27, где «страх Господень» (названный «началом мудрости» в Притч.1:7) приравнивается к «источнику жизни».
Чаще всего образ источника связывается с Богом, но есть и другие сопоставления. Например, он играет важную роль в изображении образа женщины. В данном случае он, опять же, сходен с образами колодца и родника и даже часто сочетается с ними. В Притч.5:18 читатель наставляется позволить своей жене быть источником благословения. Контекст здесь, без сомнения, сексуальный, и намекается на женское влагалище, еще один источник человеческой жизни (см. также Песн.4:12, где использовано другое еврейское слово).
В некоторых случаях имеется в виду просто обилие воды, и данный образ служит метафорой жизни и очищения. См., например, Иоил.3:18, где в эсхатологическом пророчестве о спасении на Божий народ изливаются благословения изобилия, а в Иоил.3:19 Божьи враги обрекаются на запустение. В Зах.13:1 тоже открывается картина эсхатологического спасения, показывающая источники, которые раскроются и очистят Давида вместе с обитателями Иерусалима.
Иеремия использует образ источника для изображения глубины своего отчаяния при виде страданий народа. В Иер.9:1 он риторически выражает желание, чтобы его голова получила воду, а его глаза стали «источником слез».
См. также: ВОДА; ИСТОЧНИКИ ВОДЫ; КОЛОДЕЦ; РЕКА; РУЧЕЙ, ПОТОК.