Колодец
(Well)
Колодцы в Библии следует воспринимать в контексте засушливости земли. В таком климате, в данной географической области, вода необходима для жизни и ее мало. Таким образом, колодец становится символом жизни и ценности. Помимо этого, так как колодцев было мало (возможно, но одному на селение), рядом с ними собирались и общались люди. Для Библии характерна «типичная сцена»: путешествующий мужчина (или его представитель) встречает будущую невесту у колодца (см. ВСТРЕЧА У КОЛОДЦА).
Физические колодцы. На физическом уровне колодец означал жизнь для аграрного общества Ветхого Завета. Выкопанный людьми, он символизировал сопротивление цивилизации силам природы (Быт.26:15–32; Чис.21:18). Как источник жизни, колодец был ценным имуществом, за обладание которым боролись племена (Быт.26:15–32). Некоторые колодцы были так знамениты, что и во времена Иисуса колодец в Самарии был известен как «колодец Иакова» (Ин.4:6).
Хотя люди ходили к колодцу за водой для питья и омовений (Быт.24:11; 2Цар.23:15–16), еще чаще в Ветхом Завете упоминается о стадах, собравшихся у колодца для водопоя (Быт.29:3; Исх.2:16–17; Ин.4:12). Иногда колодец закрывали большим камнем, откатить который могли только несколько пастухов вместе, чтобы никто не взял воды больше других (Быт.29:10).
Метафорические колодцы. На основании животворных качеств физических колодцев, колодец в Библии является также метафорой. Например, духовное отдохновение паломников в Иерусалиме описывается как превращение сухой долины плача в долину «источников» (Пс.83:7), или «колодцев» (KJV). Не менее выразительна радостная картина черпания воды «из источников спасения» у Исаии (Ис.12:3). Здесь вода, дающая жизнь, становится символом спасения.
В Библии есть и другие примеры метафорического использования образа колодца. Развивая метафору сада, показывающую, как ценит возлюбленный свою невесту, автор Песни песней называет невесту «садовым источником – колодезем живых вод» (Песн.4:15). Образ источника или колодца – любимый архетип учителей премудрости. В Притчах колодец становится символом характера человека. Положительное значение образа явно видно: «Уста праведника – источник жизни» (Притч.10:11). В отрицательном плане «праведник, падающий пред нечестивым», сравнивается с «возмущенным источником и поврежденным родником» (Притч.25:26), а обольстительница похожа на «тесный колодезь» (Притч.23:27). У пророков высохший колодец означает надвигающийся Божий суд (Ос.13:15), и Иеремия делает парадоксальное заявление: «Как источник извергает из себя воду, так он источает из себя зло» (Иер.6:7).
Иисус у колодца. В последней библейской истории о колодце (Ин.4:1–42) подводятся итоги всего спектра употреблений образа колодца в Библии. В духовном варианте истории о встрече суженой у колодца Иисус встречает самарянку, типичного изгоя. Она приходит к колодцу днем, чтобы не встречаться с собирающимся у колодца обществом. Беседуя с самарянкой за стенами ее города, Иисус придает образу колодца новое значение. По мере развития рассказа нам напоминают о политическом, общественном и историческом значении колодцев – Иоанн упоминает, что этот колодец был колодцем Иакова (Ин.4:6). Гордость поколений воплощена во владении самарян колодцем (Ин.4:12). Во-вторых, Иисус приходит как усталый путник, жаждущий отдыха (Ин.4:6), как делали до Него Елиезер, Иаков и Моисей (подобно Моисею, Иисус находится во враждебной земле). Экономическое значение колодца очевидно: он так глубок, что для извлечения воды необходимы специальные приспособления (Ин.4:11), и, когда возникает перспектива не ходить каждый день за водой, женщина радуется возможности освободиться от этой тяжелой работы (Ин.4:15).
Елиезер, Иаков и Моисей нашли у колодца жен, но Иисус ищет другую невесту – тех, кто будет «поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин.4:23). После беседы о неверности женщины Иисус открывает, что Он – Тот, Кого она ждала: Жених-Мессия, что «возвестит нам все» (Ин.4:25). Иисус превращает также дающий воду колодец в полноценный символ спасения. В итоге, в последней библейской сцене у колодца Иисус использует традиционные символы возможности и благословения, превращая их в метафору искупления. Нам напоминают, как воплощение изменяет повседневную жизнь.
См. также: ВОДА; ВОДОЕМ, ВОДОХРАНИЛИЩЕ; ВСТРЕЧА У КОЛОДЦА; ИСТОЧНИКИ ВОДЫ.