Водоем, водохранилище
(Cistern)
Водохранилища представляли собой резервуары с водой, которые могли быть как крупными общественными водоемами, так и небольшими домашними баками. Современные городские жители, особенно на Западе, не уделяют особого внимания значению сохранения воды для жизни и благополучия общины. В эпоху, когда из кранов льется холодная и горячая вода, значение водохранилища легко теряется из виду. В Израиле же при малом количестве осадков водохранилища были первоочередной жизненной необходимостью, и, по всей видимости, в засушливых районах у большинства домов стояли баки, в которые в сезон дождей с крыш стекала вода. Большинство сохранившихся водохранилищ вырубались в известняке в форме бутыли, штукатурились изнутри, чтобы они лучше удерживали воду, и закрывались камнем для предотвращения загрязнения и испарения. Использовались также резервуары, стоящие на поверхности, наподобие «бочек с водой» в более поздние времена.
В Ветхом Завете не всегда ясно, о водохранилищах идет речь или о ямах (напр., Исх.21:33–34). Слово bor может означать как водохранилище, так и яму или ров (его производное b’r относится только к водохранилищу), но никак не колодец, хотя именно так оно передается в некоторых переводах. Эти вместилища для хранения воды высекались в скальной породе и были обычным явлением и в городах, и в сельской местности (2Пар.26:10). Они могли служить также укрытиями (1Цар.13:6), ориентирами на местности (1Цар.19:22 {«источник»}), временными темницами (Иер.38:6) или свалками трупов (Иер.41:7 {«ров»}).
Помимо дома и виноградника, картину надежной и благополучной жизни в мирном обществе дополняли собственные колодези или водоемы (Втор.6:11; Неем.9:25). В образе питья воды из своего источника могла выражаться мысль о владении землей (4Цар.18:31; Ис.36:16) или о захвате чужой земли (Втор.6:11). Так, Давид потребовал воды из колодезя Вифлеемского, когда завоевывал этот город (2Цар.23:15–16).
Но bor (водоем или яма) может означать также «темницу», и Иосиф сравнивал bor (темницу), в которую его бросил Потифар (Быт.40:15), с bor (ямой), в которую его бросили братья (Быт.37:24), проводя тем самым аналогию между потерей положения сначала в доме отца, а затем у Потифара. Ассоциативная связь водоема или ямы с временной темницей (ср. особенно Иер.38:6) лежит в основе образа вавилонского плена в Зах.9:11, где «безжизненность» плена символизируется рвом, в котором нет воды.
Святость права на воду стала метафорой святости брака. Жена – источник жизни (Притч.5:15), и увещевание «пей воду из твоего водоема» (Притч.5:15) придает отмеченному выше образу «владения» дополнительный смысл, заключающийся в том, что ни один человек не должен лишать другого права на его «воду» и становиться причиной «рассеяния по лицу земли» своей собственности.
В Иер.2:13 водоему как отрицательному образу противопоставляется источник. Яхве – источник живой воды, от которого отказались ради разбитых водоемов, которые «не могут держать воды». В этом ярком отрывке подразумевается, что вода в водоеме хуже: водоемы трудно содержать в надлежащем порядке, вода в них становится застойной и в ней появляются паразиты.
См. также: ВОДА; ДОЖДЬ; КОЛОДЕЦ.
Библиография:
О. Keel, The Symbolism of the Biblical World (New York: Crossroad, 1978) 69–73;
P.Williams, «The Fatal and Foolish Exchange; Living Waters for Nothing: A Study of Jeremiah» 2:4–13, Austin Seminary Bulletin, Faculty Edition 81 (1965) 3–59.