Вождь, путеводитель, водительство
(Guide, guidance)
Богатство и разнообразие темы явствуют из количества слов, использованных в Писании для выражения этого понятия, – по крайней мере двенадцать (девять еврейских и три греческих). Хотя этот образ порой используется в более приземленном значении, например, вождение колесницы (2Цар.6:3) или руководство отрядом воинов (Ин.18:3), чаще всего в нем заключен религиозный и провиденциальный смысл.
Наиболее яркий библейский образ водительства встречается в начале Ветхого Завета, когда богоявление Яхве вело молодой народ Израиля в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью (Исх.13:21). Об этой истине напоминалось и в ходе последующей истории Израиля (Неем.9:12, 19; Пс.77:14), и Сам Яхве обещал предоставлять Свое водительство даже в трудных обстоятельствах (Ис.42:16). В других местах тема водительства раскрывается иначе, но при этом авторы никогда не отступают от базовой истины, что присутствие Бога представляет собой основание для всякого водительства (Пс.22:3).
В другом выразительном образе водительства Яхве изображается как Пастырь (Пс.22; 77:52; Ис.40:11; 49:10). Будучи неотъемлемой частью библейского понимания водительства, этот образ достигает кульминации в Откр.7:17, где Агнец ведет святых мучеников «на живые источники вод». Помимо прямого водительства Своего народа, Яхве использует также человеческих посредников и другие божественно установленные средства для помощи ему. Божьими «путеводителями» по жизни служат благочестивые родители (Притч.4:11), пророки (1Цар.12:23; Лк.1:79) и другие советники (Притч.11:14). С водительством верующего тесно связано Слово Божье, которое изображается как «светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:105; Притч.6:23). Аналогичным образом Святой Дух направляет апостолов (и верующих в целом) «на всякую истину» (Ин.16:13). Необходимые условия для получения водительства – кротость (Пс.24:9), непорочность (Притч.11:3), способность к различению (Притч.1:5) и мудрость (Притч.16:23).
Тема водительства раскрывается также с негативной точки зрения, когда Бог обличает лжепророков, лжевождей и языческие способы поиска водительства. Например, лидеры своенравного Израиля виновны в том, что вводят Божий народ в заблуждение (Ис.3:12; 9:16). Это тема находит выражение и в Новом Завете, где Иисус назвал фарисеев «слепыми вождями» (Мф.15:14; 23:16). Кроме того, как достойное порицания изображается пренебрежение водительством вдов и престарелых родителей (Иов.31:18; Ис.51:18). Осуждаются языческие обычаи, такие как волшебство (4Цар.17:17), обращение к гадалкам (Пар.10:13) или к идолам (Авв.2:19).
Конкретные образы Божьего водительства в прямом или переносном смысле разнообразны и выразительны. Он направляет людей Своей неизменной любовью и силой (Исх.15:13), Своим светом и истиной (Пс.42:3), Своим советом (Пс.72:24) и Своей рукой (Пс.138:10). Бог привел слугу Авраама к невесте для Исаака в ответ на молитву (Быт.24:10–27), а Павла в Македонию – посредством сна, в котором он увидел человека, сказавшего: «Приди в Македонию и помоги нам» (Деян.16:9). Он указал Гедеону направление «испытанием над шерстью» (Суд.6:36–40). В Библии мы видим разные способы, с помощью которых Бог предоставляет водительство – раскрытием Своего Слова (с его нравственным воздействием), примером и учением Иисуса, присутствием Святого Духа, примером благочестивых людей (в том числе жен и родителей) и наставлением духовных вождей и советников.
Результат водительства Бога вполне естественно изображается библейскими авторами как следование определенному пути. Цели, к которым Бог направляет людей, могут быть различными: к земле, на надежные или верные стези (Пс.22:3), «к правде» (Пс.24:9), к истине (Пс.24:5), «на путь вечный» (Пс.138:24) или «на святую гору» Бога для поклонения в храме (Пс.42:3). Святые всех времен радуются, что «сей Бог есть Бог наш на веки и веки; Он будет вождем нашим до самой смерти» (Пс.47:15).
См. также: ЗАКОН; МУДРОСТЬ; ОВЦА, ПАСТУХ, ПАСТЫРЬ; ПРОРИЦАНИЕ; ПРОРОК, ПРОРОЧИЦА; ПУТЬ, СТЕЗЯ; РАЗЛИЧЕНИЕ; СВЕТИЛЬНИК, ЛАМПАДА, СВЕЧА; СВЯТОЙ ДУХ; СНЫ, ВИДЕНИЯ.