Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Святой Дух

(Holy spirit)

Святой Дух, третье Лицо Божества, выполняет постоянную, но невидимую работу по обеспечению связи и общения между людьми и Богом. Представление о присутствии Духа в Ветхом и Новом Заветах выражается по-разному, но понимание связанного с ним присутствия Бога неизменно. В библейских образах Духа упор делается на чувственном восприятии явлений, известных по опыту: силы ветра, близости дыхания, инстинктов голубя, энергии огня, силы утешения и благоухания елея.

Ветер и дыхание. Движение, создаваемое дыханием или ветром, связывается с основной функцией Святого Духа. На еврейском языке слово ruah означает либо «ветер», «дыхание», либо «дух» и служит обычным выражением представления о «духе», в том числе Божьем Духе. Таким образом, в самом слове подразумевается взаимосвязь между Духом и ветром и между Духом и дыханием. Греческое слово pneuma в Новом Завете реже понимается как ветер, но его глагольная форма pneo означает «дуть», и взаимосвязь сохраняется. В образе, в котором отражаются все три значения, заложена мысль о невидимой силе или жизненной энергии, источники которых установить трудно, но последствия очевидны и даже иногда разрушительны. Здесь следует напомнить, что ветер в Палестине не всегда бывает освежающим, прохладным и мягким. Горячий ветер из пустыни может приводить к гибели урожая и тем самым демонстрировать слабость и уязвимость человека перед лицом сил, управлять которыми он не может. Люди не способны вызывать ветер, но он может вырывать с корнем деревья, рисовать узоры на засеянных полях или приводить в движение корабли.

Творческая сила Святого Духа, как и ветра, неподвластна человеку и выше его понимания. Ветер показывает слабость и уязвимость человека перед лицом сил, управлять которыми он не может. Иисус использовал таинственный образ дуновения ветра для раскрытия смысла творческой работы Святого Духа в процессе рождения свыше. Он показал это Никодиму в виде игры слов или двойного образа: «Ветер [pneuma] дует [pnei] где хочет... так бывает со всяким, рожденным от Духа [ek tou pneumatos]» (Ин.3:8 {«Дух дышет»}). Никодиму надо было понять, что для рождения посредством Святого Духа требуются сила и способность преобразования, недоступные человеческим возможностям и человеческому разумению (Ин.3:3–13). Таким образом, представляется вполне естественным, что на Пятидесятницу сошествие Святого Духа сопровождалось шумом «как бы от несущегося сильного ветра» (Деян.2:2). Как и ветер, Дух приходит с силой, которой человеческими средствами противостоять трудно, – в виде потока, преобразующего сердца учеников и делающего их мужественными.

В Быт.1:2 говорится о ruah Бога, носившемся над водой. Хотя в некоторых переводах эти слова передаются как «ветер от Бога» (NRSV), более вероятно, что речь идет о Духе Божьем. Псалмопевцы тоже отмечают творческую силу исходящего от Бога духа: «Пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лицо земли» (Пс.103:30; ср. Пс.32:6). В Быт.1 Дух, Который «носился над водою», привел хаос в порядок и распределил в нем роли (свет и тьма, земля и море, день и ночь).

Тогда как историки в Ветхом Завете отмечают дела Святого Духа, поэты и пророки внимание уделяют Его творческой силе. Отталкиваясь от образа Бога, вдохнувшего жизнь в Адама, Иезекииль рисует яркий образ Святого Духа, возвращающего к жизни мертвых Своим дыханием (Иез.37:1–14). В данном случае Иезекииль получил видение долины, в которой сухие кости по повелению Бога обрастают жилами, плотью и кожей, а затем Его дыханием становятся на ноги и оживают (Иез.37:9–10). Израиль не будет больше просто скопищем «сухих костей» (Иез.37:1–2, 13). Бог показал Израилю его единственную надежду: «Я вложу в вас дух Мой, и оживете... и узнаете, что Я – Господь, сказал это – и сделал» (Иез.37:14). В Книге Захарии Бог делает другое напоминание: изменений можно добиться «не воинством и не силою, но Духом Моим» (Зах.4:6).

Это перекликается с одной из важных тем в посланиях Павла – способностью Святого Духа не только преобразовывать, но и создавать жизнь из ничего. Связав метафорическое воскресение с Богом, «животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее» (Рим.4:17, о вере Авраама в связи с «закланием» Исаака), Павел недвусмысленно приписывает силу воскресения Духу (Рим.8:11). Сила Духа противопоставляется человеческим возможностям. Мертвые не могут воскресать сами по себе. Физическое тело заменится «телом духовным» (1Кор.15:44), то есть одухотворенным, наделенным силой и характеризующимся операцией, произведенной Святым Духом как инструментом создания нового творения и преобразования, в данном случае в образ Христа (1Кор.15:49). В изначальном и в более широком смысле «дух животворит» (2Кор.3:6) – совершает работу, требующую силы и власти. Преобразующую работу Духа можно также представить как «баню возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.3:5–7).

Образы личного общения. После вознесения Иисуса на небо с верующими пребывает Святой Дух, в соответствии с просьбой Иисуса, чтобы Отец дал ученикам Утешителя (Ин.14:26; 16:7). Этот Утешитель, находящийся рядом с верующими, будет наставлять их «на всякую истину» (Ин.16:13) и подкреплять «в немощах» (греч. synantilambanetai, Рим.8:26). Дух утешает верующих, свидетельствуя «духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим.8:16). И Он – наш совершенный Заступник пред святым Богом; Он ходатайствует или говорит за нас «воздыханиями неизреченными... по воле Божией» (Рим.8:26–27). Роль Святого Духа как «Ходатая» или «Параклета» (греч. paraklitos) включает в себя и функцию друга, откровенно указывающего на недостатки (Он может выступать Обвинителем, Защитником или Другом), но таким образом, чтобы после их раскрытия они могли быть исправлены. В образе Параклета нет ничего таинственного. Утешение и ободрение Параклета заключается, помимо прочего, в том, чтобы развеивать иллюзии, но, в то же время, выражать любовь к нам.

В условиях такого близкого общения существует возможность оскорбления Духа. В Ис.63, в том самом отрывке, где говорится о заботе Духа об Израиле, как о стаде в долине, о его защите от враждебных сил, таких как налетчики и грабители (Ис.63:14), сказано также, что они (израильтяне) «огорчили Святого Духа» (Ис.63:10). В Еф.4:30 тоже содержится увещевание: «Не оскорбляйте Святого Духа Божия». В этих местах подчеркивается образ Святого Духа как близкого Наставника и Попечителя, на внимательную заботу Которого о нашем благополучии следует отвечать послушанием.

Наделяя Духа личностными чертами, новозаветные авторы открывают путь последующей разработке тринитаристского богословия. Юрген Мольтман, наиболее творчески относящийся к этому вопросу автор, убедительно пишет, что сочетание единства и различия в Святой Троице служит моделью подлинной «личности» для людей: соучастие в делах общественной группы без отнесения на свой счет личных качеств и выполнения задач других людей. Но для выражения «надличностного» характера Духа требуются дополнительные формулировки. Некоторые отцы церкви говорили о «взаимопроникновении» (perichoresis) Духа, Христа и Отца.

Голубь. Таинственность движения ветра и дыхания находит выражение в образах Святого Духа как птицы. В Писании Дух впервые появляется «носящимся над водою» наподобие птицы (Быт.1:2). В Евангелии от Марка Святой Дух впервые появляется при крещении Иисуса, когда, по общему представлению авторов евангелий, Дух сошел, «как голубь» (Мк.1:10; Мф.3:16–17; Лк.3:22; Ин.1:32–33). Образ голубя не имеет отношения к «миру», как иногда ошибочно полагают. Тот, на Которого сошел Дух, будет сразу же отправлен в пустыню, где встретится с искушением (Мк.1:12), а затем начнет служение, чреватое опасностями и раздорами. Мягкое сошествие голубя вызывает в воображении полет Духа с неба «наверху» на землю «внизу». Образ птицы может также быть отзвуком рассказа о сотворении в Бытии и выражать мысль о начале нового творения в лице Мессии Израиля. По мнению других, образ голубя служит напоминанием о посланце доброй вести в рассказе о Ное, когда голубь вернулся к нему со свежим масличным листом в клюве (Быт.8:11).

Елей помазания. На протяжении всего Писания елей символизирует присутствие Святого Духа при помазании сооружений или определенных лиц. Помазанные елеем предметы отделялись как святые для Бога. Так, Бог повелел Моисею приготовить специальное миро для помазания, когда род Аарона был избран для служения Богу в скинии (Исх.30:25). Оливковое масло смешивалось с дорогими специями и использовалось для помазания мест пребывания Духа Божьего; помазывались все предметы в скинии (Исх.40:9), а также голова и одежда Аарона и его сыновей (Исх.29:7, 21; Лев. 21:10). Тела людей, не подлежащих помазанию, помазывать запрещалось (Исх.30:32).

По словам псалмопевца, помазание елеем указывает на присутствие и благоволение Бога (Пс.22:5; 88:21); избранные Богом помазываются «елеем радости» (Пс.44:8). Исаия пишет: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим... возвестить... что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости» (Ис.61:1–3). Иезекииль показывает, что отвержение Духа равнозначно использованию елея для иных целей, помимо поклонения Ему (Иез.16:18; 23:41). В видении Захарии стоящие пред Божьим престолом помазываются елеем (Зах.4:14). Святой Дух пребывает в посвященных Ему сосудах, и помазание елеем служит символом этого посвящения и отождествляется с Ним. Помазание и запечатление Павел связывает с получением залога Духа: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1:21–22).

Излияние и исполнение. Дух Божий – не проекция религиозного самосознания человека. В Библии последовательно подчеркивается «инакость» или трансцендентность Духа. Об этом пишет Павел в 1Кор.2:12: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога» (греч. to ek tou theou, «Того, Кто от Бога»). Поэтому библейские авторы используют метод, который многие называют «динамическим». Иезекииль пишет, что на него «нисшел Дух Господень» (Иез.11:5). Через Исаию, Иезекииля и Иоиля Бог обещает излить «дух Мой на племя твое» (Ис.44:3), на «дом Израилев» (Иез.39:27–29) и, наконец, «на всякую плоть» (Иоил.2:28–29; Деян.2:17). На Пятидесятницу «исполнились все Духа Святого» (Деян.2:4). По словам Павла, Дух есть «залог» в наших сердцах (2Кор.1:22).

Начаток и залог. Говоря о Святом Духе, Павел использует образы «начатка» и «залога». Начаток (aparche) жатвы в буквальном смысле представляет собой первые плоды урожая, уже достигшие зрелости. В начатке выражается предвкушение всего хорошего, что последует за ним. В обрядовой практике Израиля первые плоды были частью урожая или стада, посвящавшейся Яхве (Втор.16:2; 18:4; Чис. 18:8–12; Неем.10:35–37; 12:44). Но Павел изменяет взаимосвязь между дающим и получающим на обратную. Бог дает Своему народу Духа как начаток всего спасения, которое еще ожидает его (Рим.8:23). Упор делается на качественную сторону: верующие могут быть уверены в совершенстве своего спасения, поскольку часть грядущего целого символизирует Дух. Будущее усыновление будет походить на опыт познания Духа, Которого они уже имеют, но в еще даже большей степени.

Кроме того, Святой Дух – это arrabon, то есть первый взнос, задаток или залог. При покупке на рынке задаток представлял собой часть цены, выплачиваемой авансом, в качестве гарантии будущей оплаты в полном объеме. Во 2Кор.1:22 Павел говорит о Духе как о залоге, или «гарантии» (RSV), что Бог выполнит Свои обетования. Эта гарантия служит также «печатью» (sphragis, sphragizomai) Божьего права собственности. Во 2Кор.5:5 Павел описывает эсхатологическую надежду христиан, осознающих свою смертность («земная хижина», которая «разрушится») и ожидающих искупления (жилище от Бога, «дом нерукотворенный, вечный» на небесах, 2Кор.5:1). Верующие воздыхают под бременем, стремясь к этому искуплению, и Бог дает им Духа как гарантию будущего воскресения. В Еф.1:14 Дух тоже показан Божьим залогом будущего верующих, временным даром, прелюдией и предвкушением грядущего наследия.

Дары и плодоношение. Дух – это сила, которой наделяет Бог. Он дается как дар (Деян.1:4; 2:38; 10:45) церкви и умножает в ней дары. Хотя выражение «дары Духа» в Новом Завете не используется, параллель, которую проводит Павел между «дарами» и работой Духа, делает этот образ вполне обоснованным. Чтобы уловить суть этого образа, нет надобности заниматься подробным рассмотрением характера даров Духа. С делами Духа связывается множество даров, полученных «по благодати» (charismata) и исходящих «от Духа» (pneumatika) (Рим.12:6–8; 1Кор.12:8–10, 27–30; Еф.4:11): чудеса, пророчества, «языки», дела и дары служения, если назвать лишь некоторые их них. Дух – щедрый Даритель церкви, созидающий ее и дающий ей возможность жить и выполнять свою миссию.

Дарами и силой Духа пользуются и отдельные люди. Павел, называющий Духа «начатком», вполне обоснованно говорит о «плодах Духа» в жизни людей. Живущих по Духу отличают не «дела плоти», а «плоды духа» (Гал.5:16–26): «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22–23). Святой Дух – личная и возрождающая сила, приносящая в жизнь людей новые плоды грядущего века.

Огонь и пламя. Иоанн Креститель возвестил, что Идущий за ним будет крестить Израиль «Духом Святым и огнем» (Мф.3:11; Лк.3:16). Это выражение, по-видимому, образное, означающее поток «Духа и огня», встречается в иудейских текстах на тему о суде, которым будет сопровождаться восстановление творения Мессией (см. Turner, 344). Огонь служит вполне подходящим образом при изображении Мессии, Который не должен быть абсолютно кротким, но должен возвестить о грядущем Божьем суде над непокаявшимся Израилем и Сам подвергнуться страшному испытанию на кресте.

Когда на Пятидесятницу дом наполнился сильным ветром, «явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян.2:3). Затем «исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках» (Деян.2:4). Ветер и огонь – обычные атрибуты богоявления в Библии (напр., ветер, 2Цар.22:11, 16; огонь, Исх.19:18), и в описании иудейского автора Филона при передаче закона глас Божий принимает форму пламени (Philo Decal. 46). Как и в образе ветра, в языках огня выражается мысль о божественной силе, объявшей собравшихся в Иерусалиме людей. Образ огненного Духа подразумевается также при изображении действия духовных даров среди верующих в Фессалонике. Говоря об «испытании» пророчества, Павел наставляет их не «угашать» Духа (1Фес.5:19). Истинные проявления Духа надо уметь различать, но когда они действительно присутствуют, их нельзя гасить, как светильник или огонь.

Крайне важно видеть взаимодействие всех сторон образа Духа. Например, в то время как творческие дела Духа могут привлекать внимание к чему-то новому, роль Святого Духа как «Духа истины» (Ин.14:17) означает, что Его служение остается неизменным и последовательным из века в век и повсеместно.

См. также: БОГ; ВЕТЕР; ГОЛУБЬ; ДЫХАНИЕ; ЕЛЕЙ, МАСЛО; ОГОНЬ; ПЕРВЫЙ; ПЛОД, ПЛОДОНОСНОСТЬ; ПОМАЗАНИЕ.

Библиография:

G.D.Fee, God's Empowering Presence: The Holy Spirit in the Letters of Paul (Peabody, MA: Hendrickson, 1994);

J.Moltmann, The Spirit of Life (London: SCM, 1992);

М. М. B.Turner, «Holy Spirit», DJG 341–351.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle