Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Голубь

(Dove)

Голубь был прежде всего жертвенной птицей уже со времен Авраама (Быт.15:9). Согласно Лев. 1:14, если в жертву всесожжения приносились птицы, ими должны были быть горлицы или молодые голуби. Неприятная процедура, в ходе которой священник сворачивал голову, выцеживал кровь и надламывал крылья, описана в Лев.1:15–17. В другом месте читаем, что горлицы и голуби были жертвоприношениями бедных, которые не могли позволить себе принести жертву из стада (Лев.5:7; 14:21–22). Но эти люди не были, вероятно, самыми нищими, поскольку были и такие, кто оказывался не в состоянии принести даже птиц (Лев.5:11). Помимо всесожжения, горлицы и голуби приносились также в жертву повинности (Лев.5:7–10; 12:6 [для очищения после родов; ср. Лк.2:22–24]; Лев. 14:22, 30 [для очищения от проказы]; Лев.15:14 [для очищения от телесных истечений]). Опрокинув столы продавцов голубей в храме, Иисус пресек деятельность поставщиков жертв для приношения в храме (Мф.21:12).

Когда дожди, затопившие землю, прекратились, Ной после неудачного эксперимента с вороном (черным и нечистым, ср. Втор.14:11–20) трижды посылал голубя (yona). В первый раз он возвратился к ожидавшему его Ною (Noah), поскольку не нашел «места покоя для ног своих» (manoah). Ной простер свою руку и, вероятно, с нежностью взял птицу в ковчег. Во второй раз голубь вернулся со свежим масличным листом в клюве – знаком возрождения природы и, следовательно, появления суши, – и тем самым успокоил Ноя. В третий раз голубь не вернулся, найдя себе другое гнездо. Хотя кроме Быт.8 о голубе Ноя нигде больше в Библии нет никаких упоминаний и даже намеков, образ голубя с оливковой ветвью в клюве вполне справедливо стал символом мира: буря закончилась.

О ворковании голубя упоминается в Ис.38:14: «тосковал как голубь» (ср. Ис.59:11, «стонем, как голуби»; Иез.7:16; Наум.2:7). Воркование голубя может звучать печально, поэтому иногда он служит образом человеческой скорби.

Образ голубя встречается в ряде метафор и сравнений. «И стал Ефрем, как глупый голубь, без сердца: зовут Египтян, идут в Ассирию» (Ос.7:11). Это сравнение необычно тем, что в нем не выражается никаких положительных качеств. Но та же мысль подразумевается, возможно, в Мф.10:16, где говорится, что ученики должны быть мудры, как змеи (ср. Быт.3:1), и «просты», как голуби. Голуби – безобидные и не особенно яркие птицы, и это может означать, что ученикам надо подражать неведению голубя, во всяком случае когда речь заходит о совершении зла (ср. Рим.16:19).

В Ос.11:11 возвращение Израиля из плена сравнивается со стремительным полетом голубей (ср. с Ис.60:8, где подразумевается приручение голубей). Израиль, возможно, сравнивается с голубем и в Пс.67:14, но смысл еврейского текста не совсем ясен. Мысль о быстром полете выражается в Пс.54:7: «Кто дал бы мне крылья, как у голубя?». В Пс.73:19 праведный псалмопевец молится, чтобы «душа горлицы» не была предана «зверям». Здесь голубица показана как жертва.

Умение голубя прятаться и гнездиться в незаметных и отдаленных местах лежит в основе сравнений в Песн.2:14 (призыв к возлюбленной оставить свой дом), в Иер.48:28 (насмешливый совет жителям Моава найти убежище от Божьего гнева) и в Иез.7:16 (изображение жителей Иерусалима, убегающих от суда). Нежность голубицы, красота ее оперения и глаз, привязанность к самцу и верность ему послужили основанием для сравнений возлюбленной в Песни песней с голубицей (Песн.1:14; 2:14; 4:1; 5:2, 12; 6:9).

Учитывая склонность человека считать, что мир иной располагается у него над головой, в мифах народов всего мира крылатые животные обычно являются символами духовных существ. Поэтому нет ничего удивительного, что наиболее яркий образ голубя появляется в рассказах о крещении, когда Дух Божий сошел с неба, «как голубь» (Мф.3:16 и пар.). Не ясно, имеется ли здесь в виду, что Дух принял вид голубя, или же в этих словах выражается мысль о том, каким образом Дух спустился на землю. Но стоит, пожалуй, вспомнить Быт.1:2, где показаны Дух Божий, вода и образ полета птицы (mеrahepet = «летать» или «носиться», ср. Втор.32:11). В Талмуде (b. Hag. 15а) полет Духа над водой перед сотворением сравнивается с порханием голубя, а во фрагменте Свитков Мертвого моря 4Q521 в Быт.1:2 привносится эсхатологический смысл: в последние дни Дух будет носиться над святыми. Образ голубя при крещении, по-видимому, символизирует, что Иисус несет с Собой новое творение.

См. также: ОРЕЛ; ПТИЦЫ; СВЯТОЙ ДУХ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle